Найти тему
Великая Отечественная

В полку нас уже считали погибшими.

Из воспоминаний Клименко И.П. Интервью на сайте "ЯПОМНЮ".

Зимой 43-го получили задание выбросить над Оршей листовки, уничтожить обнаруженные дивизионные точки и одну армейскую, из которых осуществлялось руководство войсками. Небольшой процент для выживания на этом задании изначально.

Вылетело звено в обычном составе, это четыре штурмовика. Без проблем сбросили листовки, добрались до точек управления. Нас основательно при заходе побили, но моторы хорошо работали...

Теперь надо миновать передовую, надо избежать нападения истребителей. Самое главное прорваться на нейтралку, потом на свою территорию сразу. Комэску по радио сказал: "Мы должны вести огонь из пушек и пулеметов, чтобы фрицы не сбили, сам сзади буду отстреливаться, чтобы в хвост не зашли".

Так в течении трех минут прорывались через переднюю линию, без потерь вышли на нейтралку. Все другие экипажи противник сбил. Уже летим над своей территорий. К нам приближаются пара истребителей, скорее всего охотники. Мы об их охоте знали, они данный район контролировали. Немцы пошли на перехват. Уже с высоты упали и сели нам на хвост.

Сказал Можайскому через внутреннюю связь, что сейчас бой начнется, чтобы стандартные маневры не делал, мотался только сюда-туда, словно болтает... Командир все это проделал, фрицы от нас не отстают,  на хвосте зависли. Оба в наш хвост вцепились. Дал одну ракету, сразу следующую и заключительную. Фрицы нашу сигнализацию хорошо изучили, что ракеты указывают, что у штурмовика пулемет не работает или стрелок огня не может вести. Сам их на прицеле при этом держу.

Фрицы сразу смелыми стали, когда подошли на дистанцию в 300 м, вместо обычных 400 м. Врезал очень длинной очередью, первый фриц сразу вспыхнул и пилот выпрыгнул с парашютом. Выживший атаковать бросил. Немецкий пилот стал приземляться в районе расположения тыловых войск, сразу пленили. Ведомый сразу улетел, а мы сопровождали фрица, присматривали за ним. Мы наблюдали за ним до пленения.

Оказался весь в наградах. Вернулись на свой аэродром, на земле встретил представитель от авиации армии, все уже по связи доложили. Наш приметный штурмовик с номером "13" приземлил гитлеровского аса. Полк к передовой самый близкий. После допроса пленного выяснилось, что он летает с лета 42-го, на счету 101 самолет, больше всего по документам сбитых "Ил-2".  Сразу доложили в штаб армии, информация пошла по инстанциям, сразу доставили в Москву.

И вот летчика привезли на наш аэродром. Мы только с очередного задания вернулись, хорошо покушали и положенные 100 г употребили. Сидим от всего пережитого отдыхаем. Вбежал посыльный, закричал: "Комполка срочно вызывает!".

Мигом побежали, комполка сказал: "Сынок (самым молодым среди стрелков был), пошли, глянешь кого ты подбил". Подошли, стоит автомашина, фриц стоит и вся грудь в крестах. Многие пришли на пленного посмотреть. Подошел, стали общаться, выяснилось, что понимает по-нашему.

Сказал: "Спасибо скажи! Что не трупом приземлился, выжил. Теперь в плену будешь работать. Разобьем твою Германию, потом вернешься домой, все родных встретишь!". И представляете, он в ответ выкрикнул: "Хайль Гитлер!". Сходу повернулся и дал фрицу в морду. Все меня по плечам захлопали, подбадривают: "Ваня, правильно фрицу вмазал!". Аса сразу усадили в машину, отправили в штаб дивизии, далее в штаб воздушной армии и Москву.

-2

27 июня 44-го нас отправили на бомбардировку аэродрома в Белоруссии. Вылетел с пилотом Зацепиным, и в общем удачно. Вылетали шестеркой. На большой высоте вышли к гитлеровскому аэродрому. Там стоят транспортники, бомбардировщики и истребители, недалеко располагаются штабеля с боеприпасами. Всю летную полосу сделали негодной, работали по стоящим самолетам.

Позднее фотоснимки показали, порядка 30 немецких самолетов уничтожили. Потерь при этом не понесли. Пикирование штурмовика это 30 сек. Фрицы на нашу атаку не успели отреагировать. С первого захода по штабелям боеприпасов вполне хватило, загорелись емкости с топливом.

При втором заходе в мотор штурмовика прилетел зенитный снаряд, перестал работать руль управления, пахнуло в кабине дымом. Машина угрожающе пошла к земле, пилот с большим трудом вышел из пике, двигатель натужно завыл, полетели к близлежащему лесу. Мы приземлились в лесном массиве. Только через три дня, рваные и голодные, вышли к своим. В полку нас посчитали погибшими.

-3

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:

ИСПАНЦЫ ЭТИМИ ГЕРОЯМИ ГОРДЯТСЯ
КРУГОМ ВОДА И КРЫШИ С НЕМЦАМИ...
РЕШИЛИ РУБИТЬ ВИНТАМИ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-4