Пройдя все этапы тяжелейшего знакомства с диагнозом «рак», от «отрицания» до «принятия», онкологические больные, как правило, встают перед жестоким выбором — бороться за жизнь или плыть по течению...
Вспоминаю вопрос одного из «друзей по несчастью» из соседней палаты в клинике вскоре после установленного диагноза: «Теперь тебе следует определиться, хочешь ли ты жить». Не понял я тогда этой фразы. Что за глупость? Кто же не хочет жить? Конечно, хочу! Все хотят. Неужели кто-то ответит иначе? «Э-э-э, нет, ты хорошенько подумай, прежде чем ответить, - настаивал пациент с приличным онкологическим стажем. - А когда определишься, то не мне отвечай, а самому себе — тебе этот ответ куда нужнее будет!» Тогда он мне показался, мягко говоря, странным — этот мужчина с аденокарциномой. Даже в глубине души подумал, что от рака у него уже кукушка поехала…
Однако помыкавшись по больницам и диспансерам, постепенно начинаю понимать, о чем говорил мой знакомый из соседней палаты. Сейчас, возможно, и я кому-то покажусь странным или даже сумасшедшим. Но в каждой больнице при каждой госпитализации я теперь, спустя почти год после своего «приговора», вижу огромное количество людей, плывущих по течению и не цепляющихся за жизнь. Когда медсестра зовет отделение на уколы, вижу, как медленно из палат начинают появляться ссутуленные, землянистого цвета пациенты, издающие кряхтящие стоны и шаркающие тапочками по больничному линолеуму, словно последний раз. Я это называю «зомби-апокалипсис»: покачивающимися походками с растрепанными волосами (у кого есть), крепко придерживая свой больной орган одной рукой, оттопырив, словно вот-вот упадет, вторую руку, движутся они к процедурному кабинету…
Конечно, после операции, расхаживаясь по коридору, я наверняка выглядел не лучше. Но сейчас я говорю не о болевых ощущениях. Я говорю о другом: на лицах большинства пациентов онкодиспансера можно прочитать обреченность и страдания, за которыми очевидно желание побыстрее уже со этим всем покончить. Возможно, эти люди тоже хотят жить, но не видят никакой перспективы для этого. Они уже на ранних этапах своего заболевания внутренне согласились с тем, что их накрыла «кара господня», и сопротивляться этому бесполезно. Многие из них даже не пробовали сопротивляться. А другие закончили с этим при первых же неудачных попытках. Вряд ли кому-то из них светит «чудесное избавление», хотя бы потому, что они сами в него не верят.
Глядя на них, я понял, о чем спрашивал меня мужчина из соседней палаты. Своим вопросом «хочешь ли ты жить» он имел в виду: «готов ли ты грызть землю ради того, чтобы войти в небольшое число тех, кому «повезло» выздороветь, хотя бы временно?»
Вот уже почти год, как я живу с диагнозом, с которым и этот год проживают лишь половина пациентов. Рак прямой кишки, 4-ая стадия. В разных источниках по поводу моей аденокарциномы статистика говорит одно и то же: пятилетняя выживаемость — 5%. Пять грёбаных процентов! Это же означает только одно: до 2024 года доживет только один из 20-ти человек, а десять из тех же двадцати уже ушли…
Я твердо знаю теперь ответ на этот вопрос: «Я хочу жить!» И этот ответ дает мне фору перед остальными. При таком диагнозе сложно зарекаться, но я уверен, что у меня есть шансы войти в эти пять процентов. Более того, я уверен в том, что и остальные 95% могут остаться живы, если будут цепляться за жизнь и бороться за нее, а не шаркая и кряхтя ждать своего конца. Да, тогда 5% превратятся в 25% или, может быть, еще больше. Ибо статистику делаем мы сами. Не всем удастся протянуть эти пять лет, но уж точно, если не бороться, то эти 5% так и останутся пятью процентами.
А теперь о главном — что делать, чтобы выжить? Или другими словами: чем отличаются те, кто борется, от тех, кто плывет по течению, смиренно ожидая логичного исхода?
Вряд ли есть стопроцентный ответ на этот вопрос. Но есть твердое ощущение, что я знаю, как выжить. И любой, кто очень хочет жить, тоже знает. Было бы куда круче, если бы я сейчас раздавал советы, уже прожив эти 5 лет со своим диагнозом и лично подтвердив свой опыт выживанием. Но это я смогу сделать только через четыре года, и боюсь, что за это время мы потеряем еще очень много людей, поэтому рискну поделиться своими мыслями уже сейчас…
Мой личный список необходимых действий для тех, кто хочет жить…
1. Вбейте себе в голову такую казалось бы банальную, но необходимую мысль: рак — не приговор. Да, это смертельное заболевание, при котором Вам придется идти по самому краю обрыва с бездной. Но если идти аккуратно и уверенно, то Вы еще долго не упадете в эту бездну.
2. По этому опасному краю обрыва лучше всего идти не одному. Надо, чтобы рядом были друзья и родные люди, но еще важнее — чтобы рядом был врач, который реально помогает. Если среди ваших близких нет врача, то заведите его. Это должен быть доктор (лучше — онколог) на расстоянии телефонного звонка, который Вам в любое время расшифрует анализы, даст правильный совет, научит пользоваться клизмой или посоветует другого узкого, но очень хорошего специалиста (лора, невролога, хирурга и т.д…). Как Вы будете с ним рассчитываться, это уже Ваш с ним договор, но такой человек должен быть рядом всегда.
3. Не брезгуйте «вторым мнением». Онлайн или личная консультация даже самого крупного гуру по Вашему заболеванию стоит от 4 до 6 тысяч рублей. Это не самые большие деньги, если речь идет о серьезном решении: делать или не делать операцию, идти на химиотерапию или на иммунотерапию, принимать или нет те или иные лекарства и т.д… Это несложно: получаете решение консилиума своего онкодиспансера и обращаетесь в любую крупную клинику (можно по скайпу) с вопросом: правильное ли лечение мне назначили? И все. Дальше получите квалифицированный ответ и примете уже более взвешенное решение.
4. Помните, что у пациента всегда есть выбор. Если по какой-либо причине Вас не устраивает квалификация Вашего лечащего врача или Вашей клиники, то Вы имеете право потребовать у своего участкового врача или онколога по месту жительства справку по форме 57/у, с которой Вас по ОМС примут на лечение в федеральной клинике — хоть в Москве, хоть в Питере, хоть в любом другом городе России. Именно так (по полису ОМС) я смог пройти лечение с двумя сложнейшими операциями в Московской клинике онкологической колопроктологии у лучших специалистов по аденокарциноме при Первом медицинском университете имени Сеченова.
5. Не отказывайтесь от психологических тренингов. Организму будет куда легче и эффективней реагировать на официальное лечение, если Вы будете подпитывать его психологическими упражнениями: заниматься медитацией, долго и крепко спать, избегать любых стрессов и нервотрепок, поглощать больше позитивной информации и развлечений. Если на Вашем лице будет улыбка, то никто не поверит, что у Вас рак. Но самое главное — и сам рак не поверит, что он может Вас сломать. И отступит.
6. Не отлынивайте от врачебных назначений. Если уж Вы приняли как данность эффективность своего лечащего врача, то будьте любезны выполнять все его назначения: от необходимых лекарств до диетических советов и физических упражнений. Если Вы не верите в эффективность своего врача, то ни в коем случае не занимайтесь самолечением, а лучше вспомните про пункт 4: у вас всегда есть выбор…
7. Прислушивайтесь к своему организму. В данный момент — он Ваш главный советчик! Когда я выписывался из «сеченовской» клиники, то спросил врачей, какой диеты мне следует придерживаться. Они ответили очень мудро: прислушивайся к своему организму и верь ему, он сам подскажет, что для него вредно, а что полезно. Теперь по реакции организма я ориентируюсь не только насчет еды, но и насчет физических нагрузок, психологических тренингов, развлечений, отдыха и всего остального. Если что-то происходит не так, то тело тут же реагирует: температурой, давлением, другими физиологическими проявлениями. Мне остается только все это замечать и корректировать.
Не буду дальше затягивать свой лонгрид, и так уже букв написал больше, чем планировал. Не буду и рекомендовать такую банальщину, как здоровое питание и утренняя зарядка — это и без меня всем хорошо известно. А вот если у кого-то из опытных онковыздоравливающих читателей родится еще какой-нибудь дельный совет, то буду очень признателен за рассказ о нем в комментариях.
Будьте здоровы, и не хандрите, даже если Вам ставят 4-ую стадию и награждают первой группой инвалидности — это ничего не значит до тех пор, пока Вы сами не решите, жить Вам или уплывать по течению…
Кому интересно, мои ежедневные видео сообщения - на моем Ютуб-канале.