Корабельная орхидея
Настолько редкая, что ее ястребиные опылители уже не могут ее надежно найти, восточная степная орхидея (Platanthera leucophaea) в течение последних 28 лет зависела от человеческих добровольцев, которые опыляли ее вручную. Эти усилия начинают приносить свои плоды: В Иллинойсе число орхидей увеличилось со 190 особей в 1991 году до 1910 прошлым летом.
В позднем июне и раннем июле редкая орхидея североамериканских луговых пастбищ производит один стебель от пяти до 40 белых цветов, каждый из которых имеет эффектный трехчастичный окаймленный нижний лепесток и длинную трубчатую шпору нектара. Названная восточной прерией бахромой орхидеи, она является одним из самых изысканных и находящихся под угрозой исчезновения цветов местных прерий континента.
Когда на прерии наступает темнота, орхидея излучает опьяняющий жасминеловидный аромат, который оказывается неотразим для ее единственных опылителей: ночных ястребиных бабочек, которые с помощью своих длинных, похожих на соломинку хоботок потягивают нектар из глубины шпоры. При этом насекомые выбивают липкую желтую пачку пыльцы и переносят ее на другую орхидею, оставляя после себя немного воскового пучка для удобрения второго цветка.
Менее века назад бахроматые орхидеи были широко распространены во всех штатах Верхнего Среднего Запада и Великих озер.
(В 1927 году иллинойский ботаник Герман Пепун назвал растения "одеялом белого на низких, влажных прериях"). Но к 1989 году орхидея оказалась в таком упадке, что правительство включило ее в список видов, находящихся под угрозой исчезновения в соответствии с Законом США об исчезающих видах. Сегодня, когда все высотные прерии континента, кроме 1-2 процентов, уничтожены бульдозером и плугом, восточные прерии, окаймленные орхидеями, висят преимущественно на небольших изолированных фрагментах среды обитания.
К сожалению, лишь немногие ястребиные бабочки, если таковые вообще есть, попадают в эти крошечные карманные прерии, говорит американский биолог Службы рыболовства и дикой природы Кэти Поллак (Cathy Pollack). Даже если появится потенциальный опылитель, на некоторых участках настолько мало цветущих орхидей, что насекомое, скорее всего, пропустит их и вместо этого будет искать нектар у более обильных цветов.
Более того, огромное расстояние между фрагментами среды обитания затрудняет свободное передвижение мотыльков, которые обнаруживают орхидеи среди различных популяций растений, в целях содействия перекрестному опылению, необходимому для обеспечения генетического здоровья.
Империализованные растения, такие как бахроматая орхидея, редко привлекают столько же внимания, сколько животные из группы риска, но на самом деле их число превосходит их: 943 вида американских растений, включенных в федеральный список исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения, по сравнению с 718 животными.
Крейг Хилтон-Тейлор, глава отдела красного списка Международного союза охраны природы, говорит, что 3229 растений считаются находящимися под критической угрозой исчезновения ("чрезвычайно высокий риск исчезновения в дикой природе"), 5727 и 6817. Поскольку только 11 процентов известных видов растений были оценены для включения в Красный список, эти цифры, несомненно, возрастут, добавляет он.
Отсутствие срочности и защиты
В сентябре 2019 г. немецкие ученые опубликовали отчет в "Письмах о сохранении", в котором говорится, что большинство из 355 видов растений, обследованных на северо-востоке страны, за последние два десятилетия понесли "значительные потери", причем "умеренно обычные" растения переживают наибольший спад. Тем не менее, в отличие от сопоставимых недавних сообщений о снижении численности насекомых и птиц, которые стали заголовками во всем мире, исследование растений в основном игнорировалось.
Главный ученый Национальной федерации дикой природы Брюс Стейн, ботаник:
"Если мы заинтересованы в сохранении разнообразия жизни на Земле, мы должны быть очень обеспокоены большим количеством находящихся в опасности и сокращающихся растений".
Растения, подверженные риску, также получают значительно меньше средств на охрану природы и правовую защиту, чем животные. По словам Эбби Мейер, исполнительного директора Botanic Gardens Conservation International в США (BGCI-US), растения в этой стране получают менее 5 процентов от общего объема федерального финансирования на восстановление видов, находящихся под угрозой исчезновения.
И хотя виды животных, находящиеся под угрозой исчезновения, охраняются как в государственной, так и в частной собственности, растения охраняются только на федеральных землях. Даже если последняя особь вида растений растет на частной земле, владельцы "могут легально вытащить ее из земли и выбросить в мусор", - говорит Джонни Рэндалл, директор природоохранных программ Ботанического сада Северной Каролины.
Учитывая эту нехватку финансирования и правовой защиты, угнетение находящихся под угрозой растений по дороге к восстановлению может выиграть от власти добровольцев". Есть много способов заниматься сохранением растений, даже на вашем заднем дворе. "Садоводство с местными растениями, - говорит Мэри Филлипс, старший директор программы NWF Garden for Wildlife, - вы можете помочь избежать того, чтобы исчезающие обыкновенные виды страдали от той же участи, что и исчезающие и находящиеся под угрозой исчезновения растения".