Почему эти действия всё чаще называют верным, продуманным и смелым решением?
Наверное, нет государства, которое пандемия коронавируса не застала врасплох. Так или иначе принимать важные решения и разрабатывать план по реабилитации пришлось всем. Одного единственного правильного сценария, который бы одинаково подошёл всем странам быть не могло. На то есть очевидные причины: разные плотность населения, менталитет, формы территориального управления, экономическая обстановка.
Стратегии стран отличны друг от друга. Однако позиция белорусского лидера поразила своей неординарностью весь мир.
Александр Лукашенко фактически отказался от каких-либо конкретных мер. В самом начале развития событий белорусский президент проигнорировал все призывы ВОЗ, а на всемирные меры по введению режима карантина, самоизоляции и ЧС и вовсе ответил весьма жёстко и безапелляционно, назвав подобное поведение «истерией» и «психозом».
Белоруссия продолжила жить как раньше: ходить на работу, отводить детей в школу, а также спокойно посещать места массового скопления людей. Позднее правительство всё-таки ввело режим самоизоляции, но только для заболевших коронавирусом и тех, кто с ними контактировал. С 20 апреля возобновились занятия в общеобразовательных и дошкольных учреждения, дети могут жить в штатном расписании. То есть какие-то принудительные нововведения отсутствуют. Каждый гражданин волен сам принять решение относительно своего поведения в пандемию.
Лукашенко заявил: «Молодцы люди, [мы] ничего не запрещаем, но сказали, что жизнь в ваших руках, туда, куда человек не хочет идти, он не идет. Никаких карантинов, но сейчас людей, праздно шатающихся, на улице нет, То есть люди отреагировали, люди это понимают, не надо их загонять в квартиры, человек своей жизнью распоряжается сам, а мы должны ему помогать».
Более, того к моменту, когда число заражённых в Белоруссии достигло 28 тысяч, прошел общереспубликанский субботник, также был проведён парад в честь Дня Победы. Минздрав Белоруссии 14 мая заявил, что страна наконец выходит «на плато».
По началу поведение президента Белоруссии выглядело иррациональным самодурством, сулившим печальные последствия. Александр Лукашенко и раньше был известен своей необычной манерой поведения, но на этот раз словно превзошёл сам себя. Замерли в ожидании даже те, кто ранее никогда не сомневались в правильности курса белорусского лидера. На мировой арене продолжили подшучивать над «лаптевым» подходом Лукашенко к реальной угрозе.
«Надо изолировать — будем изолировать. Надо вводить карантин — будем вводить карантин. Надо — введем комендантский час. Что за проблема? Но нам сейчас это не надо. Нас кое-кто подталкивает: давайте карантин. Да меня люди на вилы поднимут. Нет такой необходимости», - констатировал белорусский лидер.
Однако логика в поведении Лукашенко есть. Почему ж он так поступил?
Во-первых, ему это действительно свойственно. Лукашенко подобно былинному герою обращается к народу на равных, ручается за его безопасность, уповает на силу земли, крестьянского труда и сельского хозяйства, а в остальном – рассчитывает на Волю Божью. Лидер в очередной раз демонстрирует, что он не «заботливый папа», не «сердобольный отец», а именно Батька – решительный, жёсткий, преданный себе и своей Родине. То есть действует президент не хаотично и спорадически, а вполне предсказуемо, в рамках своего специфического психотипа.
"У этой так называемой пандемии, истерии есть и положительное как в глобальном плане (все поймут, чего мы стоим, кто у нас друг и кто враг), так и на низовом уровне в отношениях между людьми. Она подстегнула людей, по голове ударила, сознание поменялось, и люди поняли, что надо держаться за землю. У вас [сельчан] нет ни истерии, ни психоза, и даже вирус вас, слава богу, как-то обходит",- сказал Александр Лукашенко.
Во-вторых, разумеется, действия президента направлены не только на поддержание эпического образа народного владыки. Конечно, есть для его поведения и вполне осязаемые, экономические причины.
Как показал опыт других стран, полумеры – хуже отсутствия мер. Вопреки запретам, люди покидали дома, а абсолютно ограничить свободу передвижения, не предоставив взамен хотя бы минимальные компенсации для выживания, было невозможно.
В результате количество заражённых только росло, но вместе с тем люди теряли рабочие места, бизнес многих потерпел крах. Да, вероятнее всего, при полном отсутствии ограничений больницы бы и вовсе захлебнулись от наплыва заболевших. Однако, очевидно, что у подобной тактики выявилось на практике предельно много слабых, спорных и неоднозначных моментов.В конечном счёте коронавирусом переболеет большинство. Рано или поздно пандемия закончится. Нужно будет как-то жить дальше. Конечно, быстрее восстановит форму тот, чьи «экономические мышцы» поддерживали хоть какой-то тонус.
«Остановили экономику, все остановили, допустим. Кто быстрее подымется — тот, кто печатает доллары, у кого есть ресурсы — газ, нефть и прочее. Или тот же Китай, который обладает экономической мощью. А остальные где будут?», - высказался Лукашенко.