В детстве я очень любила летать на самолетах. Советские граждане были уверены, что Аэрофлот абсолютно безавариен, летать считалось совершенно безопасно, и поэтому полеты всеми воспринимались как приятное приключение.
Во время взлета и посадки всем предлагались леденцы в фирменной упаковке Аэрофлота. Если рейс продолжался более трех часов, то пассажиров обязательно кормили. В каждом аэропорту существовал свой цех бортпитания. Еда не фасовалась порционно, как сейчас, а раскладывалась по большим термобоксам и доставлялась на борт, а стюардессы уже в полете подогревали ее и раскладывали по тарелкам. Посуда была многоразовая, она сдавалась в ресторан порта прибытия. Хлеб и булочки были заранее расфасованы в пленку. Также в фирменных упаковках выдавались соль, перец, чай, сахар и повидло. Пассажиры частенько забирали их с собой в качестве сувенира. Нашему папе приходилось летать в командировки, и он всегда привозил нам с сестрой повидло. Чтобы никого не обидеть, ему приходилось сберегать свою коробочку от полета в одну сторону, а потом добавлять к ней коробочку от полета обратно. Страсть к этим милым штучкам объяснялась тем, что в СССР было не принято красиво упаковывать продукты, в основном все продавалось на развес.
В то время в самолетах не задавали вопросы про «курицу с картошкой, говядину с овощами или рыбу с рисом». На всех рейсах стабильно подавалась знаменитая аэрофлотовская отварная курица без соусов и прочих изысков, с гарниром из картофеля и кусочком помидорки или огурца. Вроде бы ничего необычного, но в моих детских воспоминаниях еда в самолете была безумно вкусной.
Однозначно ответить на вопрос, когда в полете кормили лучше, тогда или сейчас, я лично не смогу. Очевидцы былых времен утверждают, что прежние аэрофлотовские порции были в 1,5-2 раза больше, чем у современных авиакомпаний. Ни подтвердить, ни опровергнуть это не могу, потому, что была ребенком и для меня все порции были огромными. Остались воспоминания и фотографии, свидетельствующие, что на международных рейсах, в отличие от внутренних, кормили по высшему разряду. Можно было заказать себе горячее блюдо по желанию, был большой выбор фруктов, десертов и спиртных напитков. Иностранцы отмечали отменное обслуживание на борту самолетов Аэрофлота. Кстати, не нужно путать понятие Аэрофлот в СССР в и современное название одноименной компании. В Советском Союзе никакого разделения не было, все летали только самолетами Аэрофлота.
Сейчас качество питания зависит от того, сколько вы готовы заплатить за авиабилет и с какой компанией заключил договор ваш авиаперевозчик в конкретном аэропорту. Но как правило всегда соблюдается международный стандарт выбора из нескольких блюд, и голодным никто не остается. Неплохо в этом направлении работает современный Аэрофлот. При покупке билетов можно заказать несколько вариантов еды, без доплаты за билет. Кроме стандартного меню есть вегетарианское, детское, диетическое и с ориентацией на религиозную принадлежность пассажира.
Два года назад мы летели Аэрофлотом в Израиль и для интереса заказали одну порцию кошерного питания. Нам принесли вот такую коробочку.
По сравнению с обычным, этот набор оказался гораздо разнообразнее и вкуснее. Обратно летели израильской авиакомпанией Эль Аль, там по умолчанию была кошерная еда, но набору Аэрофлота она уступала очень сильно. Цена билета при этом была примерно одинаковая. С тех пор мне не доводилось летать этой авиакомпанией, я предпочитаю его другой, более бюджетной, но если представится случай, я с удовольствием еще раз поэкспериментирую с выбором меню.
Спасибо за внимание. Очень интересно было бы узнать, действительно ли порции у Аэрофлота в СССР были намного больше? Если кто помнит, пожалуйста напишите.