Без повторений и использования уже давно сказанных мыслей писать о классике мирового кинематографа достаточно трудно — за 45 лет кто-то да высказал все ниже перечисленные мысли, пришедшие мне в голову этой ночью, но в конце концов, «я хотя бы попытался, черт возьми, хотя бы попробовал».
Являясь адаптацией одноименной книги, режиссер ленты, Милош Форман на фоне полученного опыта жизни в социалистической Чехии конца 60-х годов сумел прихватить на главные и второстепенные роли тогда еще молодого Джека Николсона, Луизу Флетчер, Дэнни Де Вито, Брэда Дурифа и Кристофера Ллойда, чтобы возвести на больших экранах картину прогнившей больницы, заполненной глубоко несчастными и безвольными людьми, которые не смогли найти понимание или помощь со стороны общества и забились в угол от беспомощности.
В человеческой природе заложены зачатки к самовыражению и нарушениям всяческих правил, но когда эти желания начинают подавлять, только лишь некоторые способны составить протест и оказать своё несогласие устоявшимся и по их мнению ложным нормам. Мы сопереживаем не главному герою Макмёрфи, откровенному мерзавцу, злоупотребляющему государственной системой для избегания наказания, а его тщетным попыткам к борьбе и сопротивлению гнетущей и ограничивающей системе лечебницы, в которой он оказался, подобно замкнутому в клетке птенцу, все еще стремящемуся выбраться на свободу.
На протяжении всего фильма персонаж Джека Николсона мотивирует всех пациентов вокруг себя на оказание сопротивления и проявления оппозиции тоталиристическим правилам, установленным главой психиатрического отделения в исполнении Луизы Флетчер. Ее актерскую игру стоит отметить отдельно, потому что без явных на то причин, на протяжении всего фильма ты начинаешь ненавидеть медсестру все больше и больше. Со временем, начинает казаться, что медперсонал здесь работает не для того, чтобы вылечить больных, а для того, чтобы отыграться на них и показать свои не удовлетворенные властительные амбиции, которые они могут продемонстрировать лишь на беспомощных людях, находящихся в этом учреждении. И поневоле задумываешься, кто здесь душевнобольной: пациенты? Главный герой? Медработники? Или все вокруг?
В 1975 году Джек Николсон получил награду от Британской академии кинематографического искусства за свои роли в фильмах Последний наряд и Китайский квартал. Но в это время он находился на съемках «Пролетая над гнездом кукушки» и не смог присутствовать на церемонии награждения, поэтому Джек записал благодарственную речь прямо на съемочной площадке фильма, вместе со всеми актерами, которые не выходили из своих образов.