Все мы помним историю юноши, жестоко наказанного любовью к себе, погубившей его. В бытовом представлении и выглядит нарцисс – влюбленный в себя, не замечающий ничего вокруг.
Этот миф вдохновил З.Фрейда на то, чтобы дать имя расстройству личности. Надо сказать, что нарцисс глазами психолога ближе скорее мифу. Ведь Нарцисс любил не себя, а свое отражение в водах ручья, и это сложно вообще назвать любовью. Нарцисс чувствовал холод и пустоту, и именно этим чувства постоянно сопровождают людей с таким расстройством. Жизнь их направлена на заполнение этой пустоты, но даже если нарцисс достигает цели, он счастлив лишь в момент достижения, тут же она теряет для него смысл и ценность, и пустота возвращается.
Неспособный любить, он ищет безусловной любви и восхищения, и сам готов восхищаться партнером. Но при ближайшем рассмотрении идеал оказывается не лишенным недостатков, любовь его оказывается не той силы, которую жаждет нарцисс. Поэтому он объявляется ничтожеством и свергается с пьедестала с оглушительным грохотом. Далее – новый идеал, который ждет та же участь.
Идеализация и обесценивание – постоянные спутники нарцисса. Так же он оценивает и себя. Его шкала самооценки не «плохой – хороший», а «божество – убожество».
Нарцисс уверен в собственной уникальности, «избранности», и постоянно занят поиском подтверждения этому. Ему постоянно нужны зрители-«зеркала», и он готов принимать то поведение, те цели, результаты которых дадут эмоциональный отклик. Поэтому взгляды и принципы нарцисса быстро меняются на диаметрально противоположные.
Он не признает никакие правила, которые регулируют жизнь «обычных» людей. Самый большой страх нарцисса – то, что его посчитают таким, как все.
Где же растут нарциссы? Естественно, в семье. Совершенно неважно, хвалили или ругали его родители. Главное, что они привили ему – это отношение к человеку как к «функции». Родители ребенка не стремились взрастить и развить его собственное «я», понять, кем является их ребенок, что ему интересно, что удается, а что вызывает трудности. Зато родители четко знает, каким он должен быть, и всеми доступными средствами объясняют чаду, чего он хочет, что ему нужно и как этого достичь. Как результат – собственное «я» не развивается, его заменяет иллюзорное, ложное «я», которое нарцисс считает достойным и пригодным для того, чтобы показать окружающим. Именно это становится причиной внутренней пустоты – нарцисс не чувствует свое «я». Поиск безусловной любви тоже родом из детства – он постоянно ищет подлинную родительскую любовь, на которую оказались не способны его настоящие родители.
Часто нарциссом становится ребенок нарциссичной матери, которая, получив в детстве инструктаж вместо любви, сама становится таким же родителем и передает «заболевание» следующему поколению.
Неразвитость собственного «я» становится причиной основных аффектов нарцисса – стыда от несоответствия внутреннего и внешнего облика, и зависти к более гармоничным людям. Правда, сам он никогда не сознается в этих низких и некрасивых чувствах. Напротив, он постоянно уверяет, что это ему страстно завидуют окружающие.
Важно отметить, что нарциссизм есть в каждом. Искать признания, чувствовать собственную уникальность – совершенно естественно. Вопрос в том, как и насколько это выражено.
Человек может чувствовать пустоту, но не заполнять ее чем угодно, а искать себя, идти к своей цели. Признание приятно, но не является целью. Оценка других важна, но не может заставить начать или прекратить деятельность. Человек ищет успеха, но не боится ошибок. Соревнуется, но не доказывает превосходство над другими, а развивает собственные качества. Признает для себя возможность побед и поражений. Любит, принимая недостатки, и расстается, не отрицая достоинств. Все это – здоровые проявления личности.
Еще больше статей на нашем сайте - InsautGroup