Автор Диана Кабардинцева
В свое время я готовила проект керамического панно по мотивам декора лайнера "Нормандия" для одного дизайнерского конкурса. Самое вкусное из собранной мною тогда информации предлагаю вашему вниманию.
Как-то в конце 1930-х годов Илье Ильфу и Евгению Петрову посчастливилось плыть в 1-ом классе «Нормандии» в Нью-Йорк.
В своей книге "Одноэтажная Америка" они так описывали свое путешествие: «Мы отправились осматривать пароход. Пассажир третьего класса не видит корабля, на котором он едет. Его не пускают ни в первый, ни в туристские классы. Пассажир туристского класса тоже не видит "Нормандии", ему тоже не разрешается переходить границ. Между тем первый класс - это и есть "Нормандия". Он занимает по меньшей мере девять десятых всего парохода. Все громадно в первом классе: и палубы для прогулок, и рестораны, и салоны для курения, и салоны для игр в карты, и специальные дамские салоны, и оранжерея, где толстенькие французские воробьи прыгают на стеклянных ветках и с потолка свисают сотни орхидей, и театр на четыреста мест, и бассейн для купания - с водой, подсвеченной зелеными электрическими лампами, и торговая площадь с универсальным магазином, и спортивные залы, где пожилые лысоватые господа, лежа на спине, подбрасывают ногами мяч, и просто залы, где те же лысоватые люди, уставшие бросать мяч или скакать на цандеровской деревянной лошадке, дремлют в расшитых креслах, и ковер в самом главном салоне весом в тридцать пудов. Даже трубы "Нормандии", которые, казалось бы, должны принадлежать всему пароходу, на самом деле принадлежат только первому классу. В одной из них находится комната для собак пассажиров первого класса. Красивые собаки сидят в клетках и безумно скучают. Обычно их укачивает. Иногда их выводят прогуливать на специальную палубу. Тогда они нерешительно лают, тоскливо глядя на бурный океан».
Упомянутый бассейн, точнее опоясывавший его керамический фриз, и внушил мне тогда мысль сделать свой проект.
Бассейн длиной 22,5 м и шириной 5 м был облицован 380 тыс. керамических плиток производства Севрской мануфактуры. Невысокий потолок бассейна имел скрытую подсветку. Непрямой свет создавал "полную иллюзию бледнеющего теплого дня на одном из морских пляжей Франции" (!) Обратите внимание на многоуровневый потолок - кто бы знал, что эта жуткая мода начала 2000-х на потолки из гипсокартона с подсветкой пришла к нам из ар деко.
В 1935 г. процветающая керамическая фабрика «Gentil et Bourdet» оформила роскошный бассейн «Нормандии» мозаикой по картону Виктора Меню. К бассейну примыкал бар, оформленный тем же образом.
А теперь посмотрим частные интерьеры, начнем с самого шикарного апартамента - "Трувиль".
Надо сказать, что "Трувиль" и "Довиль" - это два "самых-самых" апартамента "Нормандии", это даже не 1-ый класс, а люкс. А названы они были, как нетрудно догадаться, в честь курортных городов-близнецов провинции Нормандия во Франции.
Апараменты "Байё" оформлены в стиле Людовика XV. Это дань прежним временам, когда лайнеры изобиловали апартаментами, оформленными в исторических стилях. Возможно, они были созданы в расчете на пожилых консервативных пассажиров, как убежище от агрессивного ар деко, в котором было оформлено большинство апартаментов 1-го класса.
Мы привыкли воспринимать ар-деко в большей степени как американский streamline modern, но французский вариант ар деко мог быть вот таким чрезмерным и китчевым. Особенно в начале 1930-х, когда в моду входил модернизм. Ильф и Петров пишут: «Очень много золота, цветной кожи, красивых металлов, шелков, дорогого дерева, великолепного стекла. Очень много богатства и очень мало настоящего искусства».
Алтарь церкви полностью закрывался раздвижными дверьми, чтобы, помимо протестантских, можно было проводить и другие богослужения.
Интерьеры туристического класса, в отличие от первого, сделаны уже под сильным влиянием эстетики модернизма. Видимо поэтому они кажутся почти современными нам - в СССР так выглядели ранние 1980-е.
И на десерт игровая комната. Очень трогательная.