Найти в Дзене
ОПК. ОТВЕТЫ

ОПК. ОТВЕТЫ. 46-47. УРОК 13а. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ. текст

Урок 13. Золотое правило этики Вы узнаете: - Главное правило человеческих отношений - Что такое неосуждение Сначала размышляем сами Татьяна Петровна осмотрела класс и сказала: - Что-то мне кажется, что в моем классе собрались одни отличники. Нет, какие оценки стоят у вас в классном журнале, я знаю. Там отнюдь не только пятерки. Но кроме тех оценок, которые ставлю я, есть еще те оценки, которые самим себе ставите вы. И мне показалось, что после вчерашнего урока вы сами себе поставили пятерки. Мол, мы же не убийцы и не воры, к родителям относимся с почтением. А значит, заповедей мы не нарушаем. Грехов у нас нет. И в целом мы очень хорошие люди, совсем не похожие на тех старших хулиганов, о которых нам рассказала Леночка. Но ведь и те хулиганы когда-то были такими же как вы. Сидели за такими же партами и зубрили те же самые уроки. Как же так получилось, что они растеряли свою совесть? Позволю себе предположить, что началось все вроде бы с пустяка – с любви к сплетням. Пчелы переносят пы
Оглавление
-2

Урок 13. Золотое правило этики

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Сначала размышляем сами

  • Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
  • Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

Татьяна Петровна осмотрела класс и сказала:

- Что-то мне кажется, что в моем классе собрались одни отличники. Нет, какие оценки стоят у вас в классном журнале, я знаю. Там отнюдь не только пятерки. Но кроме тех оценок, которые ставлю я, есть еще те оценки, которые самим себе ставите вы. И мне показалось, что после вчерашнего урока вы сами себе поставили пятерки. Мол, мы же не убийцы и не воры, к родителям относимся с почтением. А значит, заповедей мы не нарушаем. Грехов у нас нет. И в целом мы очень хорошие люди, совсем не похожие на тех старших хулиганов, о которых нам рассказала Леночка.

Но ведь и те хулиганы когда-то были такими же как вы. Сидели за такими же партами и зубрили те же самые уроки.

Как же так получилось, что они растеряли свою совесть?

Позволю себе предположить, что началось все вроде бы с пустяка – с любви к сплетням.

Пчелы переносят пыльцу и нектар с одного цветка на другой. А навозные мухи что переносят с одной груды мусора на другую? Вот на улице поднялся ветер и несет вам в лицо облачко пыли. Неужели вы раскроете пошире глаза, чтобы побольше грязи вместить в них? Нет, конечно. Но вот в вашей компании стали перемывать косточки какому-то общему и отсутствующему знакомому. От этой грязи вы тоже отворачиваетесь, или же, напротив, стараетесь не пропустить ни одной пылинки-подробности?

Какую пользу вы обрели, узнав о реальном или вымышленном проступке другого человека? Хорошо ли, получив злорадное удовольствие от сплетни о нем, на следующий день ему же улыбаться и заверять в своей дружбе? Хотели бы вы, чтобы также он поступал с вами?

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики. Оно Общее дляразных народов, исповедующих разные религии.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Права народная присказка: «у кого что болит – тот о том и говорит!».

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды ко Христу люди привели женщину, которую они обвинили в нарушении заповеди «не прелюбодействуй». По законам того времени ее надо было казнить. Причем казнь была страшной не только для виновницы, но и для ее палачей. Вся деревня должна была придти на ее казнь и стать виновницей ее смерти. Все должны были бросать в нее камнями. Все должны были вступить кровавую поруку. Но при этом никто не мог быть уверен, что именно его удар оказался смертельным. Тем самым совесть палачей оставалась спокойной: «Я как и все… Наверно, это не я ее убил… Мой бросок был слабым»…

Это был жестокий закон. Но это был закон. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. Тем самым показав, как сложно устроены люди. Те, кто еще минуту назад жаждали крови и готовы были стать палачами-добровольцами, вдруг ощутили укол собственной совести. Ко Христу подошла толпа нелюдей. После Его слов поодиночке от него расходились Люди.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но тем не менее блестяще играет в других встречах. А, может, это и в самом деле не очень хороший футболист... Но ему суждено стать прекрасным учителем физкультуры. А, может его призвание совсем не в футболе. Плохой футболист может оказаться хорошим писателем или офицером.

Вот человек, который не умеет красиво говорить и непринужденно вести беседу. Но он внимательный и понимающий слушатель, сопереживающий собеседнику. Разве это не талант?

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели ты уверен, что он уже никогда не сделает ничего замечательного? Зачем замыкать человека в клетке его дурного и душного прошлого эпизода? Каждый имеет возможность стать лучше! Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Прости, чтобы и самому быть прощенным. Для христиан эта формула очень важна, потому что им нужно, чтобы простили их не только люди, но и Бог. Люди могут не знать о том или ином моем грехе. Но Бог знает. И как же человек может выйти из тени своего греха?

Христос сказал: «каким судом вы судите, таким и вы будете судимы. Суд без милости тому, кто сам не оказывал милость». Каким взглядом человек смотрит на других людей, таким, с точки зрения христианства, и Бог будет смотреть на него самого. Ты умел прощать? Ты радовался, прощая? – Значит, и сам будешь прощен.

Сплетники, всюду ищущие повод для осуждения, сродни людоедам. Ведь это про них выражение «есть поедом». Это значит не давать жить, досаждать, придираться по малейшему поводу, постоянно причинять неприятности кому-то.

Но есть и другая форма этого беззакония. О ней говорит народное присловье «сживать со свету». Для этого достаточно быть непохожим на других: быть очкариком или полным, человеком другой национальности или поступить не так как все. Такого человека остальные начинают дразнить, преследовать, донимать придирками и оскорблениями…

Знакомые ситуации? Бывали ли вы среди тех, кто обижал и ябедничал, дразнил…

Помните эти минутки собственной неправды. Память о них поможет вам не идти дальше по дороге превращения в людоеда. Память о собственной неправде поможет быть снисходительным к ошибках других людей.

С другой стороны, это ведь была только минутка. Навсегда в людоеда вы же не превратились. Значит, не надо бояться зла. Не надо считать, что оно всесильно. Главное - опознать зло как зло и решиться на борьбу с ним.

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

ВРЕЗКА Святой Серафим

Удивительно, но сегодня в Сарове, городе, выросшем вокруг монастыря, где жил святой Серафим, находится завод, работающий с ядерным оружием. Этот завод был построен вскоре после окончания Великой Отечественной войны (и через сто лет после кончины святого Серафима). Недруги России, зная, что у нас есть атомные бомбы, боятся нападать на нашу страну, и потому уже более шестидесяти лет мы живем в мире.

ВРЕЗКА

ГРЕЩНИЦА

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

4. Почему потеря совести может начаться с любви … к сплетне? Вспомни сказочных героев, которых сживали со свету.

5. Какая разница между обычным обсуждением, анализом ситуации и сплетней?

6. Почему в нашем тексте говорится, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди? Что произошло?

Поговорим по душам. Как вы думаете, зачем люди строят храмы и ходят в них?

ВАРИАНТ УРОКА:

Урок 8 О людоедах

Людоедом может стать каждый из нас. Людоед – это тот, кто получает радость от того, что вредит другому человеку. Людоед – тот, кто видит в другом человеке только повод для своего обогащения за его счет.

Есть такое выражение «есть поедом». Это значит не давать жить, досаждать, постоянно причинять неприятности кому-то.

В древнем городе Иерусалиме Божий посланник-пророк обличал жадность властей и лицемерие священников: «Слушайте, князья: вы ненавидите доброе и любите злое; едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть - как бы в котел. Главы судят за подарки и священники учат за плату, и пророки предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: ";среди нас Господь! не постигнет нас беда!";. Посему за вас Иерусалим сделается грудою развалин» (Книга пророка Михея, гл. 3).

Это пророчество сбылось. Не только Иерусалим, но и многие другие города и царства пали из-за того, что людоеды приходили к власти.

Унижать человека, зависящего от тебя, требовать от него взяток, отнимать его имущество и средства к жизни – это людоедство.

Но есть и другая форма этого беззакония. О ней говорит народное присловье «сживать со свету». Для этого не надо быть среди тех начальников, которых обличает пророк Михей. Даже в классе может завестись стая людоедов.

Такая стая по указанию вожака выбирает себе жертву. Обычно это тот, кто в чем-то на них не похож. Это может быть отличник. Очкарик. Полный ребенок. Ребенок другой национальности. Человек, однажды действительно допустивший ошибку или же просто тот, кто повел себя так, как не ведут себя людоеды.

Стая использует любой повод, чтобы выразить свое презрение к этому человеку. Любое его слово перевирается и становится предметом для дразнилок. Его провоцируют, задирают. Член стаи не имеет права сказать о жертве доброе слово – иначе свои же загрызут. Стая по отношению к жертве разрешает себе то, что считает недопустимым в отношениях между своими. Например – ябедничать.

Еще более распространенная форма людоедства - это сплетни, клевета, подозрения, осуждение.

Пчелы переносят пыльцу и нектар с одного цветка на другой. А навозные мухи что переносят с одной груды мусора на другую? Вот на улице поднялся ветер и несет вам в лицо облачко пыли. Неужели вы раскроете пошире глаза, чтобы побольше грязи вместить в них? Нет, конечно. Но вот в вашей компании стали перемывать косточки какому-то общему и отсутствующему знакомому. От этой грязи вы тоже отворачиваетесь, или же, напротив, стараетесь не пропустить ни одной пылинки-подробности?

Какую пользу вы обрели, узнав о реальном или вымышленном проступке другого человека? Хорошо ли, получив злорадное удовольствие от сплетни о нем, на следующий день ему же улыбаться и заверять в своей дружбе? Хотели бы вы, чтобы также он поступал с вами?

Сплетня плоха еще и тем, что она слишком упрощает мир и человека. Для сплетников предмет их осуждения равняется осуждаемому качеству или поступку. «Ванька – это тот, кто меня с днем рождения не поздравил!». «Руслан? Да что о нем говорить! Он даже не знает, за кем сейчас замужем наша любимая певица!». «А Танька вообще рыжая!». «Эта Ленка однажды мне мороженым все платье испачкала. Я о ней с тех пор слышать вообще не могу!».

Вот ты осуждаешь другого человека. А сам-то ты точно ли здоров и хорош? Есть простой способ это проверить. Представь, что та самая девочка, на которой ваши злые язычки места живого не оставили, на самом деле не делала той глупости, которую молва ей приписала. Тебя обрадует такая новость? Станет ли тебе легче оттого, что ты оказался неправ и что девочка оказалась лучше, чем вы о ней думали? Если такая новость огорчит тебя - значит, твоя душа уже больна. Если же ты обрадуешься известию о том, что в мире больше хороших людей, чем ты думал – значит, ты сам принадлежишь к их числу.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Когда у человека болят ноги – он не склонен издеваться над теми, у кого болят руки. А ты, сплетник, точно ли никогда не ломал свою совесть? Никогда не поступал против нее? Никогда не грешил?

Так как же избежать осуждения человека? Просто надо научиться различать оценку поступка и оценку человека. Если Саша солгал и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к людоедству. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке.

Поэтому даже людоедов надо простить. Но грех людоедства надо ненавидеть и изгонять из души и из класса.

Вопросы

Как травили Золушку? Гарри Поттера? Серую Шейку?

«Он похож на меня». Всегда ли это хорошо?

Карикатура – это по христиански или нет?

Попробуйте пересказать известную вам историю о каком-либо преступлении, осуждая грех, но не осуждая человека, совершившего преступление.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Оглавление:

4 КЛАСС

1А. Россия – наша Родина - текст

1. РОССИЯ - НАША РОДИНА

2А.Православие и культура текст

2. ОПК. ОТВЕТЫ. 6-7. УРОК 2. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

3А. Отношения Бога и человека в православии текст

3. ОПК. ОТВЕТЫ. 8-11. УРОК 3 ЧЕЛОВЕК И БОГ В ПРАВОСЛАВИИ

4А. Православная молитва текст

4. ОПК. ОТВЕТЫ. 12-15 УРОК 4 ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА

5А. Библия и Евангелие текст

5. ОПК. ОТВЕТЫ. 16-19. УРОК 5 БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ

6 А. Проповедь Христа текст

6. ОПК. ОТВЕТЫ. 20-23. ОПК. УРОК 6 ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА

7 А. Христос и Его Крест текст

7. ОПК. ОТВЕТЫ. 24-27. УРОК 7. ХРИСТОС И ЕГО КРЕСТ

8 Пасха текст

8А. ОПК. ОТВЕТЫ. 28-31. УРОК 8 ПАСХА

9. Православное учение о человеке текст

9А. ОПК. ОТВЕТЫ.32-35. УРОК 9 ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

10. Совесть и раскаяние текст

10А. ОПК. ОТВЕТЫ. 36-39. УРОК 10 СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ

11. Заповеди текст

11А. ОПК. ОТВЕТЫ. 40-41. УРОК 11 ЗАПОВЕДИ

12. Милосердие текст

12А. ОПК. ОТВЕТЫ.42-45. УРОК 12 МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

13. Золотое правило этики текст

13А. ОПК. ОТВЕТЫ. 46-47. УРОК 13 ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ

14. Храм текст

14А. ОПК. ОТВЕТЫ. 48-51. УРОК 14 ХРАМ

15. Икона текст

15А. ОПК. ОТВЕТЫ. 52-55. УРОК 15 ИКОНА

16. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ текст

16А.

17а. ОПК. ОТВЕТЫ. 57. УРОК 17а. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. текст

5 КЛАСС.

1 (18) Как христианство пришло на Русьтекст

1А. ОПК. ОТВЕТЫ. 58-61. УРОК 18 КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ

2 (19). Подвигтекст

2. ОПК. ОТВЕТЫ. 62-63. УРОК 19 ПОДВИГ

3 (20). Заповеди блаженствтекст

3А (20). ОПК. ОТВЕТЫ. 64-67. УРОК 20 ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ

4 (21). Зачем творить добро? текст

4. ОПК. ОТВЕТЫ. 68-69. УРОК 21 ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО

5 (22). Чудо в жизни христианинатекст

5. ОПК. ОТВЕТЫ. 70-71. УРОК 5(22) ЧУДО В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

6 (23). Православие о Божием суде текст

6. ОПК. ОТВЕТЫ. 72-75. УРОК 23 ПРАВОСЛАВИЕ О БОЖИЕМ СУДЕ

7 (24) Таинство Причастия текст

7. ОПК. ОТВЕТЫ. 76-79. УРОК 24 ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

8 (25). Монастырь текст

8. ОПК. ОТВЕТЫ. 80-83. УРОК 25 МОНАСТЫРЬ

9 (26). Христианское отношение к природе текст

9. ОПК. ОТВЕТЫ.84-85. УРОК 26 ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНИНА К ПРИРОДЕ

10 (27а). Христианская семья текст

10. ОПК. Ответы. 86-87. УРОК 27 ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ

11 (28а). Защита Отечества текст

11. ОПК. ОТВЕТЫ. 88-89. УРОК 28 ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

12 (29а). Христианин в труде - текст

12 ОПК. ОТВЕТЫ. Урок 12 (29). ХРИСТИАНИН В ТРУДЕ

13(30а). Любовь и уважение к Отечеству текст

13 ОПК. ОТВЕТЫ. Урок 30. ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ