Вся моя семья в Дагестане заразилась новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Новостная повестка сделала свое дело, сейчас республика у всех на слуху. Многие мне звонят и пишут с одним вопросом: “Неужели все настолько плохо”?
Действительно, практически в каждой семье есть заболевшие. Одни сравнивают все происходящие с “итальянским” сценарием развития пандемии, другие говорят, что даже во время войны такого не было.
Сегодня многие винят действия властей. Правильнее: тотальное бездействие. Вся республика возмущена сокрытием реальной статистики. Последней каплей для многих стали слова Председателя Народного Собрания Хизри Шихсаидова на совещании с Путиным о том, что “дагестанцы ждут поправки в Конституцию”.
Дагестанские паблики просто взорвались от негодования, кто-то даже состряпал петицию с призывом уволить Шихсаидова, в сети появились десятки мемов:
Почему короновирус в Дагестане привел к бедствию
Мне не хочется тут еще раз писать о том, что власть не сделала (или сделала не так) для того, чтоб вся эта ситуация не превратилась в катастрофу. Многие уважаемые люди уже не раз писали об этом. Хорошо об этом рассказал Алексей Пивоваров на Youtube, журналист и общественный деятель Максим Шевченко довольно точно описал происходящее:
Больше волнуют другие вопросы:
- Почему именно Дагестан попал “под раздачу” (простите за грубость)?
- Можно ли было предотвратить распространение вируса либо уменьшить последствия?
Кто-то в сердцах воскликнет, что все мы умные задним числом. Согласен, в этой связи даже хочется процитировать бывшего Президента Франции Франсуа Миттерана:
Как жаль, что все, кто знает, как управлять государством, уже работают таксистами или парикмахерами.
Только вот есть ряд существенных нюансов, которые способствовали столь стремительному распространению вируса в республике.
- Очень много дагестанцев работают за пределами республики.
Надо быть идиотом, чтоб не спрогнозировать одномоментный массовый приезд этих людей обратно. Многие мои знакомые уже в первых числах апреля поехали на родину, т.к. остались в Москве без работы.
Я отправил свою семью 20 апреля на самолете. Представляете, прилетает самолет с потенциально инфицированными людьми. Единственное, что было сделано - просто померили температуру у пассажиров по прилету. И все! Потом мы еще долго не могли дозвониться до местного отделения Роспотребнадзора.
- Просто убитая региональная медицина.
Молчу о том, что творится в горных селах и аулах, там вообще тихий ужас. 21 марта в Южном Дагестане вовсю праздновали Навруз-Байрам. На тот момент в Москве было всего 150 зараженных (по состоянию на сегодня 23 мая - свыше 160 000 человек).
Наблюдая все, что происходит в Европе (особенно в Италии) - я позвонил маме и настоятельно попросил ее не ходить по гостям на праздник. В целом же местные жители отмечали довольно широко.
В приватных беседах со своими земляками я говорил, что… если вирус доберется до республики (на тот момент там не было ни одного случая), то вся надежда будет на Всевышнего и везение. Я сам неоднократно ранее сталкивался с дагестанской системой здравоохранения. Коррумпированность, низкая квалификация, полное отсутствие медикаментов в лечебных учреждениях.
Самое неприятное то, что миллиардер (он же сенатор от Дагестана) Сулейман Керимов выделил 1,5 млрд рублей на закупку оборудования. Все это добро привезли в больницу в Дербенте и… так оно простояло под открытым небом неделю. Более того, потом вдруг выяснилось, что во всем городе нет ни одного действующего морга.
- Очень много командировочных и транзитных людей.
В Дагестане много воинских частей (в основном, погранслужбы). Соответственно, постоянно кто-то приезжает и уезжает. Кроме того, республика граничит с Азербайджаном и Грузией. Сотни граждан этих закавказских республик были вынуждены искать ночлег в Дагестане, т.к. их просто не пропускали через границу. Естественно, это не улучшило и без того тяжелую эпидемиологическую остановку.
Можно расписать десятки факторов, которые оказали негативное влияние на столь быстрое распространение вируса. Тут и неверие людей в то, что вирус может быть таким опасным. И банальное несоблюдение санитарных норм, и менталитет с укладом жизни местного населения. Например, во многих селах люди массово заражались на похоронах.
Могла ли власть как-то предупредить и смягчить последствия? Скорее всего, могла, т.к. времени на подготовку было уйма. Почему не сделала? Потому, что она не подотчетна дагестанцам. Жители республики уже давно лишены права избирать Главу региона прямым голосованием.
Мне жаль, что сотни людей безвременно ушли от нас. У меня в роду есть человек, который (как мы предполагаем) умер от коронавируса. Точные данные по погибшим мы никогда не узнаем, т.к. никто не проводил вскрытий и не выявлял реальные причины смертей.
По традициям Ислама умерших принято хоронить до заката солнца того же дня.
P.S. Ах да, ни один член моей семьи так и не смог сдать анализ на короновирус. Скорая выезжает только к тяжелобольным. В Дербенте на 150 000 населения работают только 7 карет скорой помощи, по нормативам должна быть 1 карета на 10 000 населения.
P.P.S. Это моя первая статья в Дзене. Все написанное является исключительно субъетивным мнением вашего покорного слуги. Вы можете быть не согласны со мной. Буду рад обсудить в комментариях ниже ваше мнение. За мат и оскорбления меня либо других читателей тут же отправляю в теплый “Бан”.
Всего вам доброго. Берегите себя!