Если вас не интересует качество шоколада, то эта статья вас вряд ли впечатлит. Но если вы хотите все-таки наслаждаться высококачественным шоколадом, то эта информация станет вашим путеводителем при выборе, потому что крупные бренды различными уловками пытаются сделать все, чтобы заставить нас поверить, что их шоколад самого высокого качества (хотя зачастую это не так).
Чтобы не попасть в их маркетинговые ловушки, мы должны знать, какую тактику и методы они используют.
Вот как крупные бренды подталкивают нас к покупке своего шоколада:
1. Указание страны происхождения на упаковке.
Пару лет назад только на упаковке ремесленного (craft) шоколада указывались страны происхождения какао-бобов. Производители ремесленного шоколада старались уточнить для ценителей, откуда взялся тот или иной ароматный какао. В 2018 году крупные шоколадные бренды переняли эту же стратегию, только с другим умыслом.
Сейчас такие страны, как Эквадор, Перу, Венесуэла и Колумбия, указаны на упаковке шоколада даже самых коммерческих брендов. К сожалению, происхождение продукта не гарантирует его качество. Страна происхождения дает нам только дополнительную информацию, но она не является гарантией качества и вкуса.
2. Фотографии фермеров и деревьев какао.
Чтобы доказать "качество", крупные бренды стали настойчиво включать в свои рекламные материалы изображения фермеров, деревьев какао и стручков какао.
На их сайтах теперь полно фотографий "from the farm". В соцсетях пестрят статьи о процессе bean-to-bar и фотографии с деревьями какао и стручками. Иногда даже на упаковке есть небольшое описание данного вида какао-бобов и благодарность фермерам.
Эти изображения определенно влияют на потребителей шоколада. Они вызывают смесь добрых чувств: прозрачность, человечность, любовь к природе, экзотика, натуральность и уникальность. Но, в конце концов, это просто красивые фотографии, ни больше, ни меньше. Они были умело размещены там, чтобы создать чувство доверия по отношению к бренду. Реальность их поставщиков какао часто не имеет ничего общего с улыбающимися фермерами и красочными стручками какао.
3. Утверждения об использовании простых ингредиентов.
Списки ингредиентов в коммерческом шоколаде начали сокращаться. Сейчас потребители более осознанны и внимательны, чем когда-либо при выборе продуктов. Они ищут простые и натуральные составы, которые не вредят их здоровью. Следовательно, даже крупные бренды сократили количество «мусора», которое они использовали в своем шоколаде.
«Без пальмового масла», «меньше сахара» и «без консервантов» -- это лишь некоторые из утверждений, которые они используют на упаковке, чтобы привлечь потребителей, заботящихся о своем здоровье. Более того, когда список ингредиентов меньше, он напоминает тот, который обычно встречается у ремесленного шоколада, что стирает разницу между двумя категориями продуктов.
Но потребители должны знать: это не означает, что некоторые используемые ингредиенты являются высококачественными. Даже если шоколадная плитка содержит только какао и сахар, это еще не показатель того, что эти два ингредиента получены из проверенных и надежных источников. Короткий список ингредиентов не всегда означает качество продукта.
4. Использование словосочетаний: «ручная работа», «ремесленный» ("handmade", "handcrafted")
Как бренд, распространяющий свою продукцию в более чем 100 странах, может делать что-то ручное или ремесленное? Этот шоколад мог быть ручным, когда компания только начинала свою деятельность еще в 1825 или 1930 годах. Но если сейчас бренд входит в пищевую торговую сеть по всему миру и обслуживает миллионы шокоголиков, смешно говорить о ручном производстве.
Крупные бренды используют эти термины на своей упаковке, потому что потребители любят думать, что они покупают что-то особенное. Им нравится верить, что за кулисами данную плитку создавал искусный шоколатье, который с особенной заботой производил их продукт.
5. Указание сертификатов.
Потребители шоколада по-прежнему ошибаются, связывая сертификаты с качеством. Органический, Fairtrade, без глютена, Веган, B-Corporation, Rainforest Alliance. Все эти сертификаты встречаются на шоколадных изделиях, чтобы добавить стоимость продукту.
Во-первых, эти сертификаты повышают ценность только в своей области. Органические продукты производятся без использования химических удобрений, пестицидов или других искусственных химикатов. Отлично подходит для окружающей среды и безопасности сырья. Но это не значит, что собранный какао был хорошего качества или вкуса. Fairtrade означает, что были введены некоторые этические нормы для финансовой поддержки фермеров. Отлично подходит для жизнеобеспечения фермеров, но опять же это не имеет ничего общего с качеством конечного продукта. То же самое касается остальных сертификатов.
Во-вторых, за кулисами этих сертификатов происходит многое, о чем потребители не знают. От фермеров, имеющих дело с невероятным количеством бюрократии, до коррумпированных кооперативов.
6. Необычная упаковка.
Как потребителей, нас привлекают красивые дизайны, блестящие обертки и красочные украшения. Сначала мы едим глазами, и крупным брендам это хорошо известно.
Ничего плохого в этом нет. Тем не менее, мы должны помнить, что не все то золото, что блестит. Помимо привлекательной упаковки мы должны уделять большее внимание ингредиентам, цене, месту производства, происхождению сырья и так далее. По иронии судьбы, у большого количество шоколада обертка стоит больше, чем сам продукт.
Таким образом, чтобы не попасть в ловушку маркетинга крупных брендов, а покупать качественный продукт, нужно прежде всего обращать внимание на:
ИНГРЕДИЕНТЫ. Крупные бренды не могут использовать особенные уловки, когда дело доходит до списка ингредиентов. Ингредиенты -- это важный показатель качества.
ЦЕНА. Как говорится, мы получаем то, за что платим. Некоторые продукты на рынке, безусловно, могут быть переоценены, но дешевый продукт в априори не может быть качественным.
ВКУС. Если у вас есть возможность, то перед покупкой всегда лучше продегустировать продукт. В шоколадных бутиках всегда можно попросить попробовать их продукцию перед покупкой.
На что вы первым делом смотрите при выборе шоколада?
Если понравилась статься, то заходи ко мне в инстаграм, там я показываю, как делаю свой ремесленный шоколад в центре Европы.