Найти тему
Полукритик

Рецензия на фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»

После съемок «Лолиты» — картины по роману Владимира Набокова — Кубрик заинтересовался темой ядерной войны. Он стал подписываться на журналы о вооружении и собирать книги о ядерном противостоянии США и СССР. Такое увлечение милитаризмом привело к созданию фильма со странным названием, из которого ничего не понятно. 

В основе сценария — претенциозный роман Питера Джорджа «Красная тревога». На момент выхода художественное произведение высоко оценивали специалисты по теории игр и будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Томас Шеллинг. Успех книги и вовлеченность Кубрика в атомную тему привели к бесповоротному решению — режиссер купил права на экранизацию. 

-2

Изначально Кубрик не воспринимал бескомпромиссно серьезный тон романа и планировал делать комедию. Для этого он пригласил на съемки в качестве соавтора Терри Саузерна, автора сатирической новеллы «Волшебный христианин» — книги, которую Кубрику подарил Питер Селлерс — главная звезда фильма. Селлерс играет здесь сразу трех персонажей: полковника Мандрейка, президента США Маффли, чья фамилия переводится как «бурчание под нос», а также профессора Стрейнджлава. Боссы студии «Коламбия Пикчерз» предлагали отвести Селлерсу еще одну роль, полагая, что кассовый успех столь рискованному проекту может принести только многократное мелькание успешного актера. И здесь карты сложились. Селлерс справился с отведенными ему ролями блестяще, добавив гротеска и сатиры каждому персонажу.

-3

Цепочку событий фильма, запускает генерал военной базы США Риппер. Он убежден в теории заговора и одержим мыслью, что коммунисты пытаются украсть у американцев их «бесценные телесные соки». «Знаешь, почему русские пьют только водку?» - спрашивает он у своего заместителя полковника Мандрейка - «Потому что они отравляют всю воду на земле».

Персонаж Джек Д. Риппер неспроста назван по созвучию с Jack-The-Ripper — Джек-Потрошитель. Генерал — настоящий безумец, фанат войны и посланник Ареса. Его кабинет завален оружием: на столе под журналами, в красивой рамке на стене и даже по соседству с клюшками в спортивном чехле для гольфа. 

-4

Чтобы остановить злых русских командир военно-воздушной базы генерал Джек Д. Риппер посылает эскадрилью бомбардировщиков Б-52 с ядерными снарядами бомбить СССР.  При этом, зная, что остановить эскадрилью сможет только он, Риппер запирается в кабинете, приказывает уничтожить радиотехнику и отрезать все источники связи. 

Но как же обычный генерал смог отдать приказ напасть на другую сверхдержаву? Кубрик смеется над военными программами, взаимоотношением политиков и военных. Существует некий «приказ Р», который могут отдавать генералы, при условии нападения на США. Риппер убежден, что имеет полное право ответить якобы напавшему врагу. Чтобы осуществить свой замысел генерал в одиночку развязывает войну, заставляя весь мир застыть в ожидании катастрофы.

-5

Президент США Маффли пытается спасти положение. Он собирает своих советников в военной комнате Пентагона. Среди них: доблестный генерал Терджидсон и прикованный к инвалидной коляске бывший нацистский ученый доктор Стрейнджлав.

Слабохарактерный президент накидывает идеи, как остановить самолеты и не напасть на СССР. Напористый Терджидсон постоянно его перебивает и предлагает военные альтернативы. Генерал ведет себя весьма убедительно и пытается доказать невозможность мирного исхода, ведь он тоже ненавидит коммунистов и во всем видит их коварное вмешательство. Нужно спасать Америку, считает генерал и предлагает ударить по СССР еще раньше, чем долетят самолеты. 

-6

Как точно выглядит военная комната Пентагона никто не знает, но многие считают, что в фильме ее изобразили слишком похожей из-за чего даже ходили слухи об утечке информации из секретного штаба. Очередную слабость в глазах Терджидсона президент демонстрирует, когда в военную комнату,  где висит карта мира и показаны объекты, по которым ударят ракеты, он приглашает русского посла. Но все ради благой цели — предотвращения войны, объясняет Маффли, похожий больше на пацифиста, нежели на сильного руководителя в период холодной войны. 

В военной комнате высмеивается не только мировая арена, на которой лбами столкнулись Советы и США. Нам смело намекают на глупость приказов, на слепое выполнение и на изъяны в системе. После извинений и признания ошибки, Маффли узнает, что и у Советов есть свое супероружие — это механизм, запускающий в случае нападения на Союз машину Судного дня. Устройство, по объяснениям русского посла, уничтожит все живое на Земле.

-7

В дискуссию вступает доктор Стрейнджлав. Он убеждает всех в реальном существовании машины Судного Дня и предлагает срочно спускаться в шахты и возложить на себя миссию по возобновлению человечества, к которой можно будет приступить через сто лет. Стрейнджлав — очень странный. Его болезнь — синдром чужой руки. Конечность, завернутая в кожаную перчатку, совершенно не слушает своего хозяина и, порой, пытается его даже задушить. План по укрытию в бункерах — прямая отсылка на предложения Нельсона Рокфеллера, Эдварда Теллера, Германа Кана и Честера Э. Холифилда тратить миллиарды долларов для строительства общенациональной сети подземных убежищ, которые смогли бы вместить миллионы людей. Стрейнджлав предлагает заселять в шахты далеко не всех людей, а только лучших. Для осуществления сегрегации доктор планирует использовать искусственный интеллект, подобный Ровоаму из третьего сезона «Мира дикого запада».

-8

Однако, шанс остановить самолеты остается даже после того, как генерал Риппер, обладающий кодом отзыва, прощается с этим миром, не промолвив ни одной из трех цифр. Теперь бывший заместитель и заложник генерала полковник Мандрейк, похожий на французского инспектора с английской фамилией, означающей мандрагору, пытается расшифровать код с помощью записей начальника и его постоянных упоминаний о «телесных соках». 

Чтобы передать удачный вариант кода, Мандрейк связываться с президентом США через справочное бюро, и, черт побери, у него это получается. Он передает коды. Эскадрилью разворачивают, за исключением четырех сбитых самолетов.

-9

Однако, один самолет оказывается вовсе не сбитым, но поврежденным настолько, что связаться с ними больше нет никакого шанса. Подбитый Б-52 до сих пор летит к цели, чтобы сбросить атомную бомбу на территорию СССР. С этого момента начинается подготовка к выброске: музыка нарастает, кнопки и тумблеры по очереди переключаются в боевой режим, тут же проблемы сыплются одна за другой: топлива не хватает, двери бомболюка не открываются. Но командир экипажа в ковбойской шляпе решает все вопросы разом.

-10

Что же получается в итоге? Даже на пороге уничтожения человечества в военных комнатах ведутся дискуссии о противостоянии сверхдержав. Кто первый выйдет из шахт после ядерной войны? Кто спрячет больше бомб прозапас? Не поднимается лишь главный вопрос: а что будет с человечеством?

-11

P.S. В фильме есть одна интересная фраза генерала Терджидсона: «Все мы знаем русских. Они храбрые. Они победили нацистов, несмотря на все испытания». Можно опустить подробности высказываний в адрес России в 2020 году, но в «культурно-значимом» для США фильме Кубрика русских уважали.

Подписывайтесь! На канале я регулярно выкладываю собственные рецензии и публикую интересные подборки с лучшими фильмами.

Лучшие комедии

Лучшие фильмы ужасов

Лучшие фильмы за все время

Лучшие фильмы 2017

Лучшие фильмы 2018

Лучшие фильмы 2019

Лучшие фильмы 2020