После съемок «Лолиты» — картины по роману Владимира Набокова — Кубрик заинтересовался темой ядерной войны. Он стал подписываться на журналы о вооружении и собирать книги о ядерном противостоянии США и СССР. Такое увлечение милитаризмом привело к созданию фильма со странным названием, из которого ничего не понятно.
В основе сценария — претенциозный роман Питера Джорджа «Красная тревога». На момент выхода художественное произведение высоко оценивали специалисты по теории игр и будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Томас Шеллинг. Успех книги и вовлеченность Кубрика в атомную тему привели к бесповоротному решению — режиссер купил права на экранизацию.
Изначально Кубрик не воспринимал бескомпромиссно серьезный тон романа и планировал делать комедию. Для этого он пригласил на съемки в качестве соавтора Терри Саузерна, автора сатирической новеллы «Волшебный христианин» — книги, которую Кубрику подарил Питер Селлерс — главная звезда фильма. Селлерс играет здесь сразу трех персонажей: полковника Мандрейка, президента США Маффли, чья фамилия переводится как «бурчание под нос», а также профессора Стрейнджлава. Боссы студии «Коламбия Пикчерз» предлагали отвести Селлерсу еще одну роль, полагая, что кассовый успех столь рискованному проекту может принести только многократное мелькание успешного актера. И здесь карты сложились. Селлерс справился с отведенными ему ролями блестяще, добавив гротеска и сатиры каждому персонажу.
Цепочку событий фильма, запускает генерал военной базы США Риппер. Он убежден в теории заговора и одержим мыслью, что коммунисты пытаются украсть у американцев их «бесценные телесные соки». «Знаешь, почему русские пьют только водку?» - спрашивает он у своего заместителя полковника Мандрейка - «Потому что они отравляют всю воду на земле».
Персонаж Джек Д. Риппер неспроста назван по созвучию с Jack-The-Ripper — Джек-Потрошитель. Генерал — настоящий безумец, фанат войны и посланник Ареса. Его кабинет завален оружием: на столе под журналами, в красивой рамке на стене и даже по соседству с клюшками в спортивном чехле для гольфа.
Чтобы остановить злых русских командир военно-воздушной базы генерал Джек Д. Риппер посылает эскадрилью бомбардировщиков Б-52 с ядерными снарядами бомбить СССР. При этом, зная, что остановить эскадрилью сможет только он, Риппер запирается в кабинете, приказывает уничтожить радиотехнику и отрезать все источники связи.
Но как же обычный генерал смог отдать приказ напасть на другую сверхдержаву? Кубрик смеется над военными программами, взаимоотношением политиков и военных. Существует некий «приказ Р», который могут отдавать генералы, при условии нападения на США. Риппер убежден, что имеет полное право ответить якобы напавшему врагу. Чтобы осуществить свой замысел генерал в одиночку развязывает войну, заставляя весь мир застыть в ожидании катастрофы.
Президент США Маффли пытается спасти положение. Он собирает своих советников в военной комнате Пентагона. Среди них: доблестный генерал Терджидсон и прикованный к инвалидной коляске бывший нацистский ученый доктор Стрейнджлав.
Слабохарактерный президент накидывает идеи, как остановить самолеты и не напасть на СССР. Напористый Терджидсон постоянно его перебивает и предлагает военные альтернативы. Генерал ведет себя весьма убедительно и пытается доказать невозможность мирного исхода, ведь он тоже ненавидит коммунистов и во всем видит их коварное вмешательство. Нужно спасать Америку, считает генерал и предлагает ударить по СССР еще раньше, чем долетят самолеты.
Как точно выглядит военная комната Пентагона никто не знает, но многие считают, что в фильме ее изобразили слишком похожей из-за чего даже ходили слухи об утечке информации из секретного штаба. Очередную слабость в глазах Терджидсона президент демонстрирует, когда в военную комнату, где висит карта мира и показаны объекты, по которым ударят ракеты, он приглашает русского посла. Но все ради благой цели — предотвращения войны, объясняет Маффли, похожий больше на пацифиста, нежели на сильного руководителя в период холодной войны.
В военной комнате высмеивается не только мировая арена, на которой лбами столкнулись Советы и США. Нам смело намекают на глупость приказов, на слепое выполнение и на изъяны в системе. После извинений и признания ошибки, Маффли узнает, что и у Советов есть свое супероружие — это механизм, запускающий в случае нападения на Союз машину Судного дня. Устройство, по объяснениям русского посла, уничтожит все живое на Земле.
В дискуссию вступает доктор Стрейнджлав. Он убеждает всех в реальном существовании машины Судного Дня и предлагает срочно спускаться в шахты и возложить на себя миссию по возобновлению человечества, к которой можно будет приступить через сто лет. Стрейнджлав — очень странный. Его болезнь — синдром чужой руки. Конечность, завернутая в кожаную перчатку, совершенно не слушает своего хозяина и, порой, пытается его даже задушить. План по укрытию в бункерах — прямая отсылка на предложения Нельсона Рокфеллера, Эдварда Теллера, Германа Кана и Честера Э. Холифилда тратить миллиарды долларов для строительства общенациональной сети подземных убежищ, которые смогли бы вместить миллионы людей. Стрейнджлав предлагает заселять в шахты далеко не всех людей, а только лучших. Для осуществления сегрегации доктор планирует использовать искусственный интеллект, подобный Ровоаму из третьего сезона «Мира дикого запада».
Однако, шанс остановить самолеты остается даже после того, как генерал Риппер, обладающий кодом отзыва, прощается с этим миром, не промолвив ни одной из трех цифр. Теперь бывший заместитель и заложник генерала полковник Мандрейк, похожий на французского инспектора с английской фамилией, означающей мандрагору, пытается расшифровать код с помощью записей начальника и его постоянных упоминаний о «телесных соках».
Чтобы передать удачный вариант кода, Мандрейк связываться с президентом США через справочное бюро, и, черт побери, у него это получается. Он передает коды. Эскадрилью разворачивают, за исключением четырех сбитых самолетов.
Однако, один самолет оказывается вовсе не сбитым, но поврежденным настолько, что связаться с ними больше нет никакого шанса. Подбитый Б-52 до сих пор летит к цели, чтобы сбросить атомную бомбу на территорию СССР. С этого момента начинается подготовка к выброске: музыка нарастает, кнопки и тумблеры по очереди переключаются в боевой режим, тут же проблемы сыплются одна за другой: топлива не хватает, двери бомболюка не открываются. Но командир экипажа в ковбойской шляпе решает все вопросы разом.
Что же получается в итоге? Даже на пороге уничтожения человечества в военных комнатах ведутся дискуссии о противостоянии сверхдержав. Кто первый выйдет из шахт после ядерной войны? Кто спрячет больше бомб прозапас? Не поднимается лишь главный вопрос: а что будет с человечеством?
P.S. В фильме есть одна интересная фраза генерала Терджидсона: «Все мы знаем русских. Они храбрые. Они победили нацистов, несмотря на все испытания». Можно опустить подробности высказываний в адрес России в 2020 году, но в «культурно-значимом» для США фильме Кубрика русских уважали.
Подписывайтесь! На канале я регулярно выкладываю собственные рецензии и публикую интересные подборки с лучшими фильмами.