На наших глазах исчезает не только церковная архитектура, мы также теряем большое количество и светских дореволюционных построек, которые чудом пережили революцию, войны, но не смогли устоять в нынешнюю эпоху стабильности и процветания. Разрушаются многие интересные оригинальные усадьбы, до которых сейчас просто никому нет дела.
Вы можете сказать, что есть же Михайловское, есть Ясная поляна, Поленово, Абрамцево. Часть усадебных комплексов и парков из дореволюционной России действительно сохранились до наших дней или же были восстановлены и превращены в музеи, которые сейчас на слуху у каждого. Но вместе тем вы можете сесть в свою машину, приехать в русскую глубинку и обнаружить полуразрушенную старинную усадьбу, остатками которой могут любоваться лишь жители местных деревень да пролетающие мимо птицы.
В середине нулевых казалось, что вся эта депрессуха – явление временное. Жизнь становилась лучше, экономика росла, всё вокруг строилось, хотелось запечатлеть невинные жертвы перемен, пока их не затронула реставрация и они не превратились в красивые ухоженные музейные комплексы. Я-то думал, что новые хозяева приведут в порядок всю эту красоту, а вышло, что до неё никому нет дела, и природа просто стирает с лица земли то, что не нужно человеку.
Остатки былого величия совсем недалеко. Сегодня я хочу показать вам усадьбу Строгановых в Волышово (Псковская область), которая из-за всеобщего безразличия стремительно превращается в руины.
С усадьбами в России вообще сложная ситуация. Расцвет роскошных загородных резиденций пришелся на начало XIX века. Тогда всё это держалось на рабском труде крепостных. Собственно, первая волна упадка началась после отмены крепостного права. Бесплатная рабочая сила потекла в города в поисках куска хлеба и лучшей жизни, а господа без бесплатного труда уже не могли содержать огромные дворцы, которые постепенно начали увядать.
Потом пришла советская эпоха. Часть построек было разграблено во время революции, некоторые пострадали во время войн, что-то переделывалось под пионерские лагеря, санатории, музеи и административные объекты. Стоит заметить, что к этим зданиям довольно бережно относились, наделяя их новыми смыслами и функциями, поэтому многое сохранилось до 90-х.
Но тут выяснилось, что памятники архитектуры не вписываются в рынок. Что-то было приватизировано, что-то осталось на балансе у государства, но ни новым собственникам, ни нищей стране дорогие и прожорливые объекты были попросту не нужны.
Похожая участь постигла и усадьбу Строгановых в Волышово. История поместья прослеживается с 1784 года, при этом стоит заметить, что значительный строительный период в истории усадьбы относится к 1880-м годам, ко времени после отмены крепостничества, когда разорилось большое количество помещичьих хозяйств, но такие магнаты, какими были Строгановы, не только не обанкротились, но и продолжали заниматься развитием усадьбы.
Незадолго до своей смерти в 1864 году А.С. Строганов стал инициатором проектирования ныне существующего усадебного дворца. До сегодняшнего дня проблема авторства этого здания не разрешена окончательно. Известно, что дом был первоначально спроектирован в начале 1860-х гг. выдающимся петербургским архитектором Михаилом Алексеевичем Макаровым, учеником А. И. Штакеншнейдера. Однако сами материалы проекта Макарова в архивах не обнаружены. Практические работы по возведению нынешнего волышовского дворца начались в 1882 году.
В первые годы после Октябрьской революции в Волышово был основан государственный племенной конный завод на базе графского. В 1919 году был открыт сельскохозяйственный институт, но уже в 1924 году реорганизован в техникум. В годы его существования на территории усадьбы и парка поддерживался определенный порядок. В 1937 году техникум был переведен в Псков, в графском доме была открыта средняя школа. А в 1941 году был эвакуирован и конный завод, который был восстановлен уже после освобождения.
В конце 1940-х и начале 1950-х годов в парке и плодовом саду работал садовник. Однако руководство Волышово далеко не всегда учитывало значение усадьбы, в результате чего многие постройки превращались в бесхозные.
Но все же до середины 1980-х годов основная часть зданий имения сохранились и использовались по назначению конным заводом и фермой. В главном барском доме была школа, в церкви — клуб, во всех флигелях и жилых помещениях жили работники завода, учителя, агрономы. Но к середине 80-х годов чудом сохранившиеся, более ста лет не ремонтированные производственные и жилые помещения перестали использовать и начали просто оставлять.
Переехала с территории усадьбы и школа, оставшиеся здания стали стремительно гибнуть. В 90-е и 2000-е реставрацией заниматься также никто не стал.
В июле 2018 года на заброшенной территории усадьбы еще и произошел пожар.
Сейчас общее состояние памятника архитектуры крайне плачевное.
«Состояние усадьбы свидетельствует, что неотложные меры необходимо предпринимать срочно, процесс разрушения объектов стремительно продолжается, неблагоприятные погодные условия, высокая влажность оказывают губительное влияние на состояние еще сохранившихся фрагментов декора в усадьбе, кирпичные стены также страдают от перенасыщения влагой и постоянного замораживания и оттаивания, теряют свою прочность, крайне высок риск полной утраты особо ценного объекта культурного наследия».
Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания / shlosberg.ru
В конце января этого года депутат областного Собрания Лев Шлосберг направил официальное обращение министру культуры России с просьбой оказать содействие в сохранении памятника федерального значения – Ансамбля зданий усадьбы Васильчиковых и Строгановых. В феврале было направлено обращение генпрокурору, в котором депутат просил провести проверку сохранения и использования объекта культурного наследия. Генеральная прокуратура направила обращение на рассмотрение в регион. В ходе проверки было установлено, что МТУ (Межрегиональное территориальное управление) Росимущества ненадлежащим образом осуществляло полномочия по исполнению охранных обязательств, направленных на сохранение ансамбля зданий.
В общем, разные ведомства просто перекидывают ответственность. Комитет по охране объектов культурного наследия винит в текущем положении вещей МТУ Росимущества, которое не принимало мер по сохранению памятника в надлежащем состоянии. МТУ Росимущества в свою очередь говорит, что нет финансирования со стороны центрального аппарата Росимущества. Минкультуры России готово просто передать все в муниципальную собственность и собственность субъекта РФ, где денег на реставрационные работы тоже нет.
Даже не совсем понятно, кто является собственником всех зданий усадьбы. Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Наталья Тихомирова ранее сообщала, что лишь 14 из 46 объектов ансамбля зданий усадьбы находятся в собственности Российской Федерации. Ответственность за них несет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях. Остальные 32 объекта вообще не имеют законного владельца.
Тем временем усадьба Волышово с богатой историей, уникальный памятник усадебной архитектуры XVII-XIX вв. с каждым годом находится все ближе к полному разрушению.
«В трагической судьбе усадьбы Васильчиковых-Строгановых в Волышово виноваты только власти. Они неразумно вывели из главного здания имения прекрасную среднюю школу, не нашли нового пользователя, не предприняли усилий по возврату имения с необходимыми компенсациями и льготами законным владельцам, у которых оно было изъято после большевистского переворота.
Государство оказалось худшим собственником из всех – равнодушным и бездарным. Власти не воспринимают Волышово неотъемлемой частью Родины, частью национального представления о русской культуре. Это – чужие для них руины. Именно в этом – главная причина того бедственного предсмертного состояния, в котором находится усадьба. В таком небрежении и отражается реальный, а не парадный, патриотизм властей.
Если Волышово погибнет окончательно, никто из этих формально ответственных, а на деле безответственных людей не заплачет.
Будем продолжать борьбу за спасение Волышово, но с каждым днём у нас все меньше времени и всё меньше и меньше шансов, к сожалению».
Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания / shlosberg.ru
Содержать любой памятник архитектуры действительно очень дорого, а сделать из той же усадьбы прибыльный объект почти невозможно, поэтому их часто просто растаскивают на металлолом и строительные материалы. Но все же не стоит забывать, что это наша история. Нельзя будет вернуться к вопросу позже, через 10-20-50 лет, потому что к этому времени восстанавливать уже просто будет нечего.
И это далеко не единичный случай. Я уже писал раньше про плачевное состояние дачи Фаберже, про усадьбу Ивановское в Тверской области. В России сейчас буквально разваливаются остатки сотен памятников истории и архитектуры. Роскошные дворцы с богатым декором уходят в землю, стены ломает дождь и ветер, остатки металла до сих пор уносят местные жители, да и для чиновников все эти памятники лишь головная боль. Кому нужны усадьбы, когда за килограмм кованой ограды XIX века дают 10 рублей?
Источники информации:
Отечество без богатства,
Замкнутый круг бездействия.