Найти тему
Илья Варламов

Берите пример с Финляндии!

Фото: Traficom / yle.fi
Фото: Traficom / yle.fi

Как сделать город комфортным и избавить его от пробок? Если посмотреть на то, что происходит в России, может показаться, что нужно бесконечно расширять автодороги, строить подземные переходы, а также возводить заборы, чтобы жалкие людишки не выбегали на дорогу и не мешали рассекать по городу на автомобиле. Но так проблему с пробками решить не получится. Если вы развиваете только автомобильную инфраструктуру, то это будет лишь усугублять ситуацию – еще больше людей начнут использовать личный автомобиль как средство передвижения, что снова приведет к заторам на дорогах. На самом деле нужно мотивировать людей не использовать автомобиль, если можно добраться до нужного места другим способом, то есть создавать удобный общественный транспорт и всячески поощрять передвижение на велосипеде.

С велосипедами у нас всегда были какие-то сложности. Любое обсуждение создания велоинфраструктуры сводится к тому, что в России какой-то особый климат, и ездить на велосипеде можно только несколько месяцев в году, а всё остальное время он будет без дела стоять в прихожей. И это несмотря на опыт других стран с похожим климатом, где люди спокойно используют велосипед и зимой.

Для того, чтобы у людей возникло желание поехать на велосипеде в магазин или на работу, нужно для начала создать соответствующие условия, чтобы передвижение на двухколесном транспорте было максимально комфортным, удобным и безопасным, и речь не только про строительство велодорожек и парковок.

Сегодня хочу рассказать про Финляндию, где летом вступает в силу новый закон, который сделает движение на велосипеде еще комфортнее.

1 июня 2020 года в Финляндии заработает новый закон, регулирующий взаимоотношение между велосипедистами и другими участниками дорожного движения. Всего в новом законе почти 200 параграфов, но я хочу обратить ваше внимание на новые дорожные знаки.

Первый вполне обычный – "Уступить дорогу велосипедисту на дорожном переходе". Он сообщает, что другие транспортные средства (включая трамваи) должны пропустить велосипед на переходе.

Фото: Traficom / yle.fi
Фото: Traficom / yle.fi

Второй знак "Велосипедная улица" интереснее. По сути, он устанавливает приоритет велосипедистов перед автомобилями на улице. Более того, остальные участники движения должны будут снижать свою скорость и не мешать велосипедам. Марьо Иммонен, эксперт из Управления транспорта и связи Traficom сообщил финской телерадиокомпании Yle, что в зоне действия знака все остальные виды транспорта будут обязаны подстраиваться под скорость велосипеда и обеспечивать велосипедистам беспрепятственное движение.

Фото: Traficom / yle.fi
Фото: Traficom / yle.fi

Не на всех улицах, особенно в историческом центре, есть возможность убрать автомобили и сделать отдельные велополосы. И ехать на велосипеде в таком случае может быть не самым приятным. Если вы когда-нибудь пробовали ехать по улице, где в паре метров от вас проносятся автомобили, то точно знаете, что подобную поездку сложно назвать комфортной, особенно в России, где скорость движения машин по городу может спокойно достигать 80 км/ч.

Как так? Финляндия делает ставку не на автомобили, а на велосипеды? А как же климат? А как же снег и минусовая температура?

Стоит заметить, что велосипедное движение вообще развивается в Финляндии комплексно. В Хельсинки вы без труда найдете велодорожки – не все из них сделаны идеально, но есть и очень хорошие примеры. Вот, например, отдельная полоса для велосипедов на набережной, где обеспечено разделение потоков.

-4

В новых домах часть помещений на первом этаже отводится велосипедным боксам.

-5

Или вот зелёная велопарковка во дворе. Далеко не все даже привязывают велосипед.

-6

На станциях метро в Хельсинки есть лифты, причем достаточно большие, поэтому в них можно спускать и поднимать велосипеды.

-7

В поездах метро есть специальные вагоны для велосипедов.

-8

Есть даже школьные велостоянки!

-9

Представляете? То есть дети в Финляндии не ездят с родителями, которые оправдывают наличие личного автомобиля ребёнком, которого нужно отвезти в школу. Нет – детишки едут учиться сами, а потом самостоятельно могут поехать куда захотят, не дожидаясь, что мама или папа отвезут их домой.

-10

И климат в Финляндии схож с московским, разве что снега выпадает поменьше. Но это вопрос уборки улиц, а не использования велосипеда зимой, не говоря о бесснежных месяцах. Удивительно, но если создавать нормальную велоинфраструктуру, то люди будут ездить на велосипедах.

Просто финны понимают, что велосипед – не для парков или деревни, велосипед – для быстрых поездок на короткие расстояния. Велосипедист занимает мало места, не портит воздух, он полезнее для здоровья и стимулирует экономическую активность населения, поэтому здесь активно развивают этот вид транспорта. Велосипед же в комбинации с общественным транспортом – самое эффективное решение для города.

Оригинал