Найти тему
Глядя в будущее

Почему не все будут учиться онлайн? Будущее образования

Сегодня всё онлайн. Все в онлайн.

Появляются новые профессии, суть которых сложно обьяснить бабушке, ведь на русском профессия звучит как ‘инженер по работе в поле с облаком’ (Fields Cloud Engineer).

Меняются старые занятия, которые еще вчера невозможно было представить онлайн.

Проституция становится медиапроституцией. Люди выпрашивают деньги=лайки за фото, обнажаясь в публичных местах и демонстрируя тело.

Онлайн-образование победно шагает по планете и рапортует о масштабных успехах. Почти все наши активности плавно перетекли в Интернет. Физические ощущения становятся медиа-ощущениями. Эмоджи призваны заменить лицо человека, передавая нам его реакцию.

Всё это отлично и замечательно, но с онлайном у Homo Sapiens в 21 веке имеется нюанс – у человеков всё ещё есть тело. В теле, помимо мозга и глаз, необходимых для интернет серфинга, имеются и остальные органы. Мы не постчеловеки и даже не захудалые киборги и всё ещё состоим из плоти и крови.

Мы белковые, а не кремниевые: человек создан из белков разной конфигурации, а не из микросхем и полупроводников. Мы всё ещё кожаные мешки.

И пока биотехнологическая революция не пришла и не сделала нас лучше, мы останемся набором из плоти и реакций плоти на раздражающие факторы.

Что же происходит с образованием, которое перетекает в онлайн быстрее нашего тела?

Большая часть сервисов для образования видят своей целью простую перекачку информации из мозга в мозг. Лучшая часть онлайн-сервисов сстарается сформировать компетенции и умения.

Пока же не встретил ни одного онлайн-проекта, который ответственно заявит о том, что позаботится о формировании личности человека так, как, например, формирует личность человека старый добрый аналоговый университет.

Университет и школа – это не просто бренд или интернет-портал. Это не просто интерфейс перегрузки информации из одного мозга в другой. Вам подтвердят это все аналоговые марьиванны, которые вынуждены сегодня вести уроки онлайн и родители детей, которые страдают от этого еще больше.

Образование – это опыт физического взаимодействия с материей. Это психобиологический феномен, если позволите. Это история взаимодействия поколений homo sapinens, накопленная в одном месте – месте физического присутствия знания и человека. Месте контакта знаний – школе и университете.

Человеку плотскому нужны физические ощущения, ритуалы, общение и социальные вызовы – в любом аналоговом университете это есть: запах книг в библиотеке, прохладная тень кампуса, злобная столовка, бронзовый памятник, чувство преемственности и вызова, братства и плеча.

Далеко не всё описанное имеется в онлайн-интерфейсах. Пусть лучшие из них и устроены по принципу кампуса, по которому можно путешествовать мозгом, глазами и курсором. А как же остальные части тела?..

В лучшем случае, недостаток эмоциональных впечатлений восполняется за счет харизматичных лекторов и преподавателей.

В начале, интернет и его технологии предназначался для скучных, консервативных, монотонных и разбирающихся пользователей – задротов ученых. В последние десятилетия, информационная среда потихоньку адаптируется и начинает вовлекать в себя массы, среди которых яркие, креативные персонажи, которые многое дадут интернету.

Образование – это благодетель и ценность в любой его форме. Однако, человек получил в наследство от обезьян много разных атавизмов, такие как соски у мужчин или стремление во всем обозначить социальную иерархию – показать себя в выгодном свете.

Интернет-образование тоже устанавливает такие линии иерархии: одни проходят тесты в социальных сетях, сдавая свои личные данные рекламным компаниям. Другие платят за курс именитого университета онлайн, переплачивая за бренд. Третьи находят такой же курс (или лучше) за бесплатно. А на работу возьмут тех, кто переплатил за бренд…Мы, выходцы из пост-советов, только-только учимся приравнивать свое образование к деньгам. Мы учимся задавать себе и организаторам вопросы:

  • Какие компетенции мы получим по результату?
  • Сколько нам за такие компетенции будут платить на рынке труда?
  • Почему я должен вложиться в этот курс?
  • Какой у образовательного курса ROI (Return on Investment) – иначе говоря, сколько я получу с каждого потраченного доллара?
  • Как чувствуют себя выпускники курса после 1 года / 5 лет / 10 лет? Чего они добились?

И тут вырисовывается одна деталь: хорошее образование – это преемственность. Это ответственность организаторов. Это сообщество. Это поколения преподавателей.

Такое сложно найти у курса-однодневки. Все это по умолчанию имеется у крупных университетов. Где-то здесь и проходит линия неравенства.

Смотрите: те, у кого есть большие деньги, все равно будут выбирать традиционное офлайн обучение. Появляется опасность разделения, когда богатым достанутся университеты с библиотеками и лужайками, тенью деревьев, запахом книг и живым контактом с лучшими умами мира. Выбрать богатым не так уж сложно: в мире буквально несколько таких точек.

Людей победнее будут “бомбить” информацией о повышении своей стоимости и пугать тем, что они скоро станут “не нужны”. Бедным странам будут предлагать множество онлайн-гамбургеров из того, что порой лукаво называется Best Practices университетов.

Появятся и гуманитарные образовательные проекты, размывающие это неравенство, но не могущие изменить ситуацию.

А потом, наконец-таки, случится биотехнологическая революция, богатые прокачают свой ДНК и закрепят это вопиющее неравенство между людьми…

Чтобы этого не случилось, давайте учиться. Здесь и сейчас. Учиться задавать вопросы себе и организаторам, преподавателям.

Давайте заставлять анализировать себя, свой образовательный путь и путь образования своих детей по понятным и открытым KPI.
Давайте отказываться от некомпетентных преподавателей, институтов и университетов.
На наше поколение приходится довольно жёсткий перелом информационного взаимодействия, скорость которого ускорил Ковид.

Давайте попробуем проходить его осознанно.