Урок 17 Обобщающий урок
Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачетом. Хорошо, если зачет друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас сформироваться в результате занятий.
Задания вы можете готовить в составе группы или индивидуально. Некоторые из заданий требуют длительной подготовки. Подумайте, как распределить задания по времени. Какие-то задания из предложенных нами, вы можете не использовать, зато имеете полное право предложить свои.
1.Закончите предложения:
а) Я понимаю «Православную культуру» как …
б) Суть православного поведения (этики) для меня состоит в следующем…
2 Подготовьте экскурсию по православному храму
3. Подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему (не вошедших в наш учебник). Расскажите, как они связаны с Евангелием.
«Христос в пустыне» – удивительная история картины
Художественное произведение «Христос в пустыне» является одним из самых пронзительных и величественных среди всего многообразия картин русской культуры. Создателем данной работы являлся И. Н. Крамской, для которого она стала делом всей его недолгой и тяжёлой жизни и в которую он вложил все свои душевные терзания и поиски нужного пути. Именно поэтому «Христос в пустыне» великая картина, некоторые тайны, оттенки и загадки которой до сих пор не до конца разгаданы.
Работу «Христос в пустыне» художник начал писать в 1867 году и завершил её лишь спустя пять лет. Крамской неоднократно перерисовывал полотно, бесконечно создавал новые и новые эскизы, чтобы в конечном итоге результат его душевных скитаний получился реалистично точным. Картина «Христос в пустыне» имеет размеры более 2-х метров в ширину и примерно 1,8 м в высоту, из-за чего занимает целую стену в Третьяковской галерее (где она хранится на сегодняшний день).
Процесс создания данной работы доводил Крамского до исступления – глубоко верующий, чуткий и сострадательный художник хотел запечатлеть того Бога, которого, по его мнению, сможет понять и принять каждый человек. Иван Николаевич искал способ наиболее точно и возвышенно выразить Иисуса не как представителя высшей карательной силы, а как человека, наделённого своей собственной болью, своими страхами и душевными муками. Примечательно, что после того, как картина вышла «в свет», Крамской не желал слышать мнения других людей касательно творения, в которое он вложил всего себя. Несмотря на то, что его представили к награде Академии Художеств, художник от неё отказался. Объяснил он это тем, что создавал произведение не для этого.
Сюжет картины «Христос в пустыне» заимствован Крамским из Библии, Нового завета. Иисус запечатлён Крамским во время своего длительного нравственного и физического поста в необитаемой пустыне, где его начинает искушать дьявол. Молодой мужчина, в страхе пасть перед вкрадчивым голосом дьявола, привлекает на помощь все свои внутренние силы. В глубокой задумчивости он сцепляет ладони в замок, словно заключая в них всю свою волю. Печаль, избороздившая его лицо морщинами, придаёт его взгляду сосредоточенности и вместе с тем неизъяснимой грусти. Величественная пустыня, простирающаяся вокруг героя, молчалива и пуста, равнодушна к терзаниям Иисуса, но вместе с тем именно её небо, возрождающийся у линии горизонта рассвет и просторы помогают чужаку выстоять в схватке нравственности и чистоты с ложью и запретами.
Композиция картины сосредоточена на сгорбленной фигуре Христа. Причём его сцепленные в замок руки являются центром композиции, её самым главным элементом, который в первую очередь и останавливает взгляд зрителя. Художник вовсе не случайно сделал акцент именно на руках Христа – в них заключена вся его борьба, вся сила витающих в его голове мыслей. Именно от них взгляд зрителя направляется далее на лицо Иисуса. И только затем – на окружающее его пространство. Ничто не мешает диалогу Христа со зрителем, так как пейзаж пустынен, тем не менее холодные камни и светлые краски создают определённую атмосферу грусти и надежды.
Картина «Христос в пустыне» – великое произведение великого художника. Чтобы истинно понять её смысл и ощутить исходящую от неё силу, необходимо очутиться с ней один на один. Тот диалог, который складывается между героем картины и наблюдателем, приоткрывает для каждого одну из сотен своих загадок и подтекстов. Возможно, именно поэтому картина «Христос в пустыне» не утратила своей красоты и притягательности – ведь то, что затрагивает душу своей красотой и кротостью неизменно делает лучше нас самих.
13 минута Воскрешение дочери Иаира.
31 МИНУТА. Крестный ход в Курской губернии
46 минута. Образ Христа
Далее этюды к Искушению и Николай Чудотворец, освобождающий заключенных.
4. Создайте «пакет вопросов», связанных с главными проблемами, затронутыми при изучении православной культуры. Пусть каждый ученик создаст свой вопрос, а вы отберите лучшие для конкурса.
5. Подберите пары картин и икон на одну тему. Чем они схожи и чем отличаются?
6. Прокомментируйте несколько самых важных для вас заповедей. Подберите к ним или создайте сами иллюстрации.
7. Создайте небольшую антологию (в вашем случае сборник стихов), с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать наш предмет.
8. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия? Создайте инсценировку, чтобы проиллюстрировать свое понимание.
9. Составьте словарик новых для вас слов, связанных с миром православной культуры.
10. Проведите на зачетном занятии класс-концерт, включив в него стихотворения, посвященные понятиям, с которыми вы познакомились, говоря о православной культуре. Создайте программу и программку концерта. Подготовьте ведущего. Пригласите любезных вам зрителей.
А главное – помогайте людям!
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Оглавление:
4 КЛАСС
1А. Россия – наша Родина - текст
1. РОССИЯ - НАША РОДИНА
2А.Православие и культура текст
2. ОПК. ОТВЕТЫ. 6-7. УРОК 2. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
3А. Отношения Бога и человека в православии текст
3. ОПК. ОТВЕТЫ. 8-11. УРОК 3 ЧЕЛОВЕК И БОГ В ПРАВОСЛАВИИ
4А. Православная молитва текст
4. ОПК. ОТВЕТЫ. 12-15 УРОК 4 ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА
5А. Библия и Евангелие текст
5. ОПК. ОТВЕТЫ. 16-19. УРОК 5 БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ
6 А. Проповедь Христа текст
6. ОПК. ОТВЕТЫ. 20-23. ОПК. УРОК 6 ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА
7 А. Христос и Его Крест текст
7. ОПК. ОТВЕТЫ. 24-27. УРОК 7. ХРИСТОС И ЕГО КРЕСТ
8 Пасха текст
8А. ОПК. ОТВЕТЫ. 28-31. УРОК 8 ПАСХА
9. Православное учение о человеке текст
9А. ОПК. ОТВЕТЫ.32-35. УРОК 9 ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
10. Совесть и раскаяние текст
10А. ОПК. ОТВЕТЫ. 36-39. УРОК 10 СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ
11. Заповеди текст
11А. ОПК. ОТВЕТЫ. 40-41. УРОК 11 ЗАПОВЕДИ
12. Милосердие текст
12А. ОПК. ОТВЕТЫ.42-45. УРОК 12 МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ
13. Золотое правило этики текст
13А. ОПК. ОТВЕТЫ. 46-47. УРОК 13 ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ
14. Храм текст
14А. ОПК. ОТВЕТЫ. 48-51. УРОК 14 ХРАМ
15. Икона текст
15А. ОПК. ОТВЕТЫ. 52-55. УРОК 15 ИКОНА
16. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ текст
16А.
17а. ОПК. ОТВЕТЫ. 57. УРОК 17а. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. текст
5 КЛАСС.
1 (18) Как христианство пришло на Русь – текст
1А. ОПК. ОТВЕТЫ. 58-61. УРОК 18 КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ
2 (19). Подвиг – текст
2. ОПК. ОТВЕТЫ. 62-63. УРОК 19 ПОДВИГ
3 (20). Заповеди блаженств – текст
3А (20). ОПК. ОТВЕТЫ. 64-67. УРОК 20 ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ
4 (21). Зачем творить добро? текст
4. ОПК. ОТВЕТЫ. 68-69. УРОК 21 ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО
5 (22). Чудо в жизни христианина – текст
5. ОПК. ОТВЕТЫ. 70-71. УРОК 5(22) ЧУДО В ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
6 (23). Православие о Божием суде текст
6. ОПК. ОТВЕТЫ. 72-75. УРОК 23 ПРАВОСЛАВИЕ О БОЖИЕМ СУДЕ
7 (24) Таинство Причастия текст
7. ОПК. ОТВЕТЫ. 76-79. УРОК 24 ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ
8 (25). Монастырь текст
8. ОПК. ОТВЕТЫ. 80-83. УРОК 25 МОНАСТЫРЬ
9 (26). Христианское отношение к природе текст
9. ОПК. ОТВЕТЫ.84-85. УРОК 26 ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНИНА К ПРИРОДЕ
10 (27а). Христианская семья текст
10. ОПК. Ответы. 86-87. УРОК 27 ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ
11 (28а). Защита Отечества текст
11. ОПК. ОТВЕТЫ. 88-89. УРОК 28 ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
12 (29а). Христианин в труде - текст
12 ОПК. ОТВЕТЫ. Урок 12 (29). ХРИСТИАНИН В ТРУДЕ
13(30а). Любовь и уважение к Отечеству текст
13 ОПК. ОТВЕТЫ. Урок 30. ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ К ОТЕЧЕСТВУ