Всем привет!
Сейчас все, кто хочет успешно справиться с экзаменами, усердно готовятся: многие с репетиторами, но меньшая часть самостоятельно. Такой являюсь я(у меня ЕГЭ через месяц), именно поэтому хотела бы поделиться с вами советами, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной подготовки.
Представляю вам топ-5 ошибок при подготовке к ЕГЭ по литературе, допускаемых выпускниками на начальном этапе подготовки.
No1: Не отдыхать
Дефицитом отдыха во время одиннадцатого класса страдает каждый второй выпускник. Нехватка времени, давление учителей и абсолютное незнание, с чего начать – все эти факторы влияют на психологическое состояние школьников. Если вы сейчас завершаете 10 класс, хорошо отдохните летом перед выпускным. Поверьте мне, год выдастся рутинным и ваша ответственность(если она есть) не позволит вам выделять время на элементарный сон, не говоря уже о прогулках с друзьями и просмотре любимого сериала.
Однако полный отказ от отдыха также ни к чему хорошему не приведет, поэтому не стоит безжалостно относиться к собственному здоровью. Отдых – это своеобразный двигатель прогресса, и всем известный Принцип Парето – тому подтверждение: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий лишь 20% результата.
No2: Не читать школьную литературу
Да-да, многим знакома такая ситуация: «Слово о полку Игореве» неинтересно, «Мёртвые души» мне не нравятся, пойду лучше сериальчик посмотрю. Думаю, большинство учеников, находившихся в 8-9 классе, и не задумывались о сдаче литературы. Я в 9 классе, скажу честно, ни одной книги не прочитала, но вам откладывать на «потом» не стоит, потому что "потом" будет просто-напросто некогда. В выпускной год на вас навалится всё и сразу. Советую начать читать всё в 10 классе, чтобы в 11 просто освежить содержание произведений в памяти или перечитать то, что позабылось.
Читайте в спокойном темпе, конспектируйте важные фрагменты самостоятельно, чтобы потом, когда в 11 классе вы лицом к лицу столкнетесь с дефицитом времени, не прибегать к краткому содержанию, о бесполезности которого пойдёт речь в следующем пункте.
No3: Отдавать предпочтение краткому содержанию.
Итак, самая больная тема No1 у сдающих литературу: «А надо ли читать «Войну и мир» или «Тихий Дон»? А вот я смотрела сериал, этого хватит? А если прочитаю краткое, этого будет достаточно?» Мой ответ: нет.
Во-первых, представьте себе такую картину: какой-нибудь парень, не будем переходить на личности, читает эпопею Л.Н.Толстого объёмом 2000+ страниц и с количеством героев, превышающим пятьсот человек, запоминает из всего примерно половину – самые важные фрагменты, по его мнению. Затем этот парень максимально сжимает всё до 8-10 страниц Word- формата и выкладывает в общий доступ с желанием облегчить жизнь ученикам. Внимание! Вы читаете эти 10 страниц, запоминаете из них 50-60%, понимаете примерную суть: ну да, война, ну да, мир, любовь, дуэль. И всё. Приходите на ЕГЭ и из всего романа помните только фрагмент про какой-то дуб и какого-то мужчину, вроде бы Наполеона. Итог: плакали ваши 90+ баллов и вуз мечты.
Да, возможно, если вам срочно необходимо за перемену перед уроком по литературе понять суть произведения, краткое содержание вас спасёт, но не в случае с ЕГЭ, тем более, если ваша цель 90+ баллов.
Во-вторых, «Война и мир» и «Тихий Дон» - это ваши спасательные жилеты на экзамене. Скажу так, в этих двух произведениях содержатся отрывки, которые можно привести в пример на любую тему ЕГЭ. Да-да, содержание романов-эпопей настолько масштабно, что, прочитав только их, ты уже на 50% будешь готов к литературе.
Ну, исходя из всего вышесказанного, делаем вывод: «Войну и мир» и «Тихий Дон» читать придётся. А сериальчик можно посмотреть после прочтения в качестве закрепления, чтобы активировать еще одну область мозга, отвечающую за память. А мы переходим к следующей ошибке.
No4: Не пользоваться методическими рекомендациями от ФИПИ
В сентябре 11 класса первым делом, что вы должны сделать – это напечатать кодификатор, который вы сможете найти на сайте ФИПИ, и в дальнейшем заниматься только по нему. Для тех, кто не знает, что это такое, объясню кратко: кодификатор по любому предмету - это перечень всех тем, которые могут быть на экзамене, ни пунктом меньше, ни пунктом больше. Кодификатор значительно облегчает выпускникам жизнь, так как помогает систематизировать всю необходимую информацию.
Ну, и, конечно, не менее важно, ознакомиться с демоверсией, то есть посмотреть пробный вариант экзамена, который также размещён на сайте ФИПИ, чтобы иметь представление о том, что вас ждёт на экзамене и к чему готовиться.
No5: Пренебрегать/злоупотреблять критическими статьями
Чтение критических статей – это одна из привычек "высокобалльников". Критические статьи, если выразиться современным языком, это отзыв на произведение, однако на литературном языке критическая статья – это не просто какой-то пересказ, это глубокий анализ произведения, с акцентом на идею произведения, мастерство автора, особенности сюжета и тд. Среди критиков, написавших популярные статьи, самыми известными являются Н.А.Добролюбов и его статья «Луч света в тёмном царстве», являющаяся оценкой «Грозы» Н.А.Островского; Д.И.Писарев с литературной критикой «Базаров» на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», а также писатель И.А.Гончаров и его статья «Мильон терзаний», посвящённая комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Но! Обращаю ваше внимание, что критические статьи – это дополнительная информация при подготовке, они расширят ваше понимание произведения, но, опять же таки не заменят полноценного прочтения его. И с учётом того, что статьи написаны сложным литературным языком, в случае, если вы уместно упомянете статью в своём сочинении, то она станет вашей «вишенкой на торте», которую эксперт может высоко оценить.
Ребята, об этой информации мало кто говорит, надеюсь, что информация была для вас полезна!