Над долиной Тарпоче возвышается южное, «сапфировое» лицо Кайласа со священной лестницей и свастикообразной трещиной. По легенде, великий йог и поэт Миларепа (1040-1123 гг) боролся со жрецами бон-религии за Кайлас и Манасаровар. Он поспорил с жрецом бон, кто быстрее заберется на вершину. Жрец захватил большой молитвенный барабан, с помощью которого усыпил Миларепу. Но поэта разбудили лучи солнца, и по лучу он взлетел сразу на вершину Кайласа. Жрец так испугался, что выронил барабан, и тот пробил в горе трещину.
Один из уступов горы, полностью повторяющий ее пирамидальную форму, Мулдашев назвал Малым Кайласом. По его версии, именно под ним находится Чинтамани (санскр. cintāmaṇi ) – в индуистской и буддистской мифологиях, камень, принадлежавший Авалокитешваре и исполняющий желания.
Тибетцы называют его Норбу Римпоче, а Н.Рерих утверждал, что главная часть этого камня находится в Шамбале и лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима