Как мантру, повторяю в начале статьи, мое мнение и моя позиция не есть настояние так думать, всем и каждому. Это мои размышления, которые, надеюсь, помогут вам разобраться со своими мыслями по этому поводу.
Начнём
Когда мы работаем, развиваемся, занимаемся каким-то хобби с помощью учителей и тех, кто является профессионалом в своем деле, в нашу сторону идет постоянная критика каждого действия в угоду того, чтобы вы развивались и становились, как профи в своем деле только лучше.
И так выглядит в лучшем случае. Давайте еще вспомним про полупрофи, «просто мимо пробегал», «увлекался 10 лет назад», «люблю сходное дело или направление», «просто хочу выпендрится». Это все те типажи людей, которые вам тоже хотят рассказать о том, что вы делаете или не делаете правильно.
Нужно ли критика в нашей жизни? Я скажу, да, в определенной степени, конечно. И давайте вместе рассмотрим конкретные примеры.
Критика, акцентированная на ошибках и только на них.
Как это выглядит? Давайте по-простому. Представим написанный диктант. В нем написано всего 600 букв. И в тексте есть 5 ошибок, либо со знаками препинания, либо с орфографией. Поехали рассуждать. Какая будет критика? В основном, все в духе: «У тебя тут 5 ошибок. Ай-яй-яй. Надо исправлять». Стандарт стандартом. А теперь ситуация номер два. 595 букв написано верно, а в 5 есть ошибка, надо доработать. Уже звучит несколько иначе, не так ли?
Что не так с первым вариантом? Да нас самом деле считай, что все. Произнося критику в духе у тебя столько ошибок, ой, не хорошо, мы сосредотачиваем мышление человека на том, что нужно не допустить ошибки снова. Ошибаться то в основном люди не любят. И вот так наше обучение становится историей про избегание ошибок, а не про развитие в своем деле.
Расскажу детали на своем примере. Критика, акцентированная целиком и полностью на ошибках, не раз портила мне процесс учебы. Например, мое обучение английскому языку еще со времен школы. К языкам способности с детства были слабенькие. То есть, чтобы выучить что-то такое, как иностранный язык мне нужен серьезный и системный подход к обучению. Особенно учитывая тот факт, что воспринимаю я понятия и вещи очень буквально и конкретно.
Что же происходило. Приходишь в школу. Проходит урок, где на тебя вываливают тонну правил, задают домашнее задание, ты ее делаешь, приходишь на урок и началось…
Тут ошибка, там ошибка. Сначала же делала я неправильно почти все, так как не усвоила почти ничего нормально. И вот началась игра, тянувшаяся годами. Я пытаюсь не допустить ошибки снова, забываю про новые правила, делаю ворох других. Снова исправления, снова попытка не повторить свою тупость. И все. Меня замкнуло. Я не знала, что можно по-другому. Правила не усваивались, понимание не появлялось. Уровень английского был ниже плинтуса до последнего, пока в конце 10 класса я психанула и начала придумывать свою систему изучения, потому что мне надоело говорить и понимать на уровне 7 лет развития.
Я не говорю, что так было у всех. Но было у большинства детей в моем классе и на потоке в целом. Отсутствие учета личностных особенностей, никакой целостной системы, никаких сообщений родителям о том, чем они могут помочь. Ничего.
Хоть я и понимаю, что учителя не боги, и за всеми бегать не будут, да и не должны. Но когда уровень английского у всего класса в принципе не страдал успехами даже у тех, кто старался, говорит о том, что стоило подумать, что в системе обучения явно что-то пошло не так.
Противоположный пример. То, как я сейчас обучаюсь танцам. Каждое занятие я слышу ответ, построенный по другой системе. Мне сообщают, какие детали движении я делаю корректно, а что можно доработать и сделать движение лучше.
Критика про ошибки, где то, что правильное, считается очевидным
Очень интересный момент. По не всегда понятной мне причине, написанное правильно и сделанное правильно воспринимается, как должное – это раз. А второе – в большинстве своем нам кажется, что человек итак в курсе, что и как он сделал правильно. С чего вдруг то? Откуда у нас установлен радар на то, что сделано правильно, а зато на то, что сделано неправильно индикатор ни у кого не срабатывает? Человек, с каких пор, похож на машину с кнопочками?
Когда мы чему-то обучаемся в нас, откуда ни возьмись, не закладываются механизмы понимания, что вот это вот правильное. Мы слышим, что в каком-то действии нет ошибок, по словам другого человека. А это не одинаковое понимание вещей.
Мы не умеем просто потому что знать, что правильно учим язык, или правильно делаем задание по танцам. Наш мозг без акцентирования на этом прекрасно пропустит данное понимание мимо ушей, а люди с проблемной самооценкой еще будут ходить и думать, что тупые и ни к чему не способные люди.
Выделение ошибок без объяснения причины.
Тотальная проблема большинства критических замечаний. Совершенное нежелание или мнение, что итак понятно, объяснять, почему действие какое-то не такое, и зачем, и почему вы просите или требуете делать иначе. Просто делай. Просто потому что. Зачем? Какая причина? В чем твоя критика так отличительна и полезна? Критичность мышления, к сожалению, не всегда популярное явление, а вот лить критику без разбору со словами, что вот критику слушать полезно, ты воспринимай, наматывай на ус и делай.
И здесь, как приятный пример, снова расскажу про танцы. Занимаясь ими, мои тренера всегда объясняют причину и необходимость каждого движения, как это обеспечить с помощью тела, и обезопасить себя от травм. Такой подход в разы быстрее помогает развиваться в данном направлении.
Система скажи сначала что-то хорошее, а потом говори критику, сильно извратилась.
Интуитивно и на практике люди пришли уже вроде как к выводу, что говорить только о плохом такое себе мероприятие. Но это и то относится по большей части только к межличностным взаимоотношениям. В работе и в развитии профессиональных навыков не так уж часто я этот принцип вижу.
Но честно и искренне. То, как он применяется, вызывает у меня нервный тик.
«Ты очень хороший и замечательный, но вот знаешь, мне совершенно не нравится, как ты одеваешься и вообще стиль твой не очень».
Или
«Я очень тебя уважаю, мне нравится с тобой общаться, только вот ты ведешь себя со мной, как мудак».
В таких предложениях критику по делу найти сложно.
Такое сплошь и рядом. На бессознательном уровне многие уже стали дергаться, когда слышат в свою сторону эти недокомплименты, потому что за ним обязательно последует какое-то оскорбление в вашу сторону.
Самое смешное, что в момент высказывания вам недовольства, человек будто бы за секунду до вспоминает, что надо сказать вам что-то хорошее (или, что вы сделали хорошо). А потом резко выпаливает три невнятных слова, отдаленно имеющий позитивный тон, а потом резко вываливает на тебя 10 предложений своего негатива.
А что происходит в этот момент с интонацией? Это волшебный индикатор, с головой выдающий человека с его полным отсутствием желания говорить тебе что-то приятное или хотя бы адекватное. Да и зачем? Зачем этот странный механизм? Сказать что-то лишь бы было? Здесь и начинается лицемерие человека. Мы хотим в свою сторону слышать что-то приятное и о том, какие мы молодцы, что в личной жизни, что в профессиональном развитии, а когда дело доходит до того, чтобы сказать так же другому, резко начинается повсеместный склероз.
Что же я стараюсь донести все это время?
Я говорю всю эту статью разными словами о том, что стоит разобраться, что значит поступать хорошо, а что значит, по-вашему, поступать плохо. Можно ли так вообще делИть какие-либо действия. То же самое рассмотреть и с ситуацией критики. Ошибки и что-то сделанное корректно. Можно ли делИть их так?
Личный пример..
Объясню, почему не очень приветствую такой подход лично сама. Хорошо с этим столкнулась особенно в свою бытность добровольцем. Там мы изучали и должны были применять методичку МЧС по допсихологической помощи человеку при острых стрессовых реакциях. Там по факту вся методичка состоит из слов о том, как не надо делать, и чего стоит избегать, с небольшими вкраплениями того, что помочь может, но без каких-либо подробностей. Пока ее просто читаешь, все кажется нормальным. Но когда дело дошло до применения на практике начались проблемы. Никакой очевидности. Что говорить, как подходить, что может повлечь усиление реакции, какие слова и предложения важнее вставить, а какие видоизменить. Подробностей об этом я нигде не встретила. Но когда мы отрабатывали действия на практике, нам все время говорили, что мы делаем вот так, а надо вообще не то, а это повлечет еще и проблемы. Только вот нигде об этом толком не говорилось. И слова: «Человека с истерикой нужно отвернуть от зрителя» – это оказывается обобщенная инструкция без подробностей, которые я бы и не узнала, если бы не спросила самих сотрудников МЧС.
Вспоминаем сколько таких методичек гуляет по интернету. Да большая их часть так выглядит. Например:
Топ-5 ошибок частной практики психологов.
Или
Топ-20 ошибок новичка в Инстаграме.
И так до бесконечности.
Ошибки, как таковые, вещь весьма относительная. Что для одного действие ошибочное, то для другого действие в правильном направлении. Важно ставить вопрос о том, как улучшить уже сделанное, дать толчок разобраться в себе, или предмете глубже, шире, подробнее. Получить аргументированное предложение, что можно доработать, а не говорить – ой неверно, так делать не надо, надо так.
Критика в нашей жизни может быть возможностью нашего развития и улучшения. Это не гонка за идеалом, или бегом от повторения уже сделанных ошибок, ибо на движение вперед подобное мало похоже.
Двигайтесь в нужном вам темпе, просите объяснение и подробности любому данному вам критическому замечанию, спокойно и культурно прерывайте то, что вас не устраивает, как критика, а выглядит для вас скорее ворохом оскорблений. А главное помните, ошибки не есть плохо. Это простая часть жизни, которая была, есть и будет. Сосредоточьтесь на том, что вы можете улучшить, куда развиваться. Учитывайте ошибки и двигайтесь дальше к новым свершениям.
Меня можно найти в инстаграме в личном профиле @iuna_vasilisa, где вы можете улыбнуться со мной моей культурной дрессированной кошке, знающей много команд, скоро я начну разбирать, как можно так же научить и других кошек. И повествую о том, как развиваюсь на танцах и в интересном мире обучения на психолога (а если точнее получение второго документа об образовании). Кому интересно, присоединяйтесь.
Так же у меня есть рабочий профиль в инстаграме @psy_iu. Это мой профиль, как молодого начинающего психолога (год консультирования за плечами уже есть и личной терапии тоже). У меня есть места для новых клиентов, если вам требуется консультация. Вся информация в профиле инсты.