Найти в Дзене
Эрик Трускинов

КОМПАНИЯ НОЙ И СЫНОВЬЯ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КОМПАНИЯ НОЙ И СЫНОВЬЯ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

«И благословил Бог Ноя и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Призыв не новый, известный еще при сотворении Богом живой природы. Бог подтвердил господство человека над всеми тварями земными. При этом впервые провозгласил право человека поедать животных: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». До этого, видимо, людям приходилось вести сугубо вегетарианский образ жизни, убивая животных лишь для жертвоприношения Богу, которому аромат мясного всесожжения был приятен. Но ставится одно важное условие: «только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте». Кровь сравнивается с душою и приравнивается к ней. Словом будь плотоядным, но не кровожадным. Этот наказ стал основным правилом забоя животных у евреев, выпускать кровь. Бог вообще не терпит пролития крови, особенно человеческой: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». Как и зверей, Бог благословляет людей «плодиться и размножаться» и готов установить с ними вечный союз или завет. «Вот я поставлю завет Мой с вами и потомством вашим», а также со всякой душою живою, которая с вами. За этот мир на вечные времена дается обещание не учинять более потопа и истребления живого на земле. Символом же или знамением этого завета Бога с людьми и живой природой Господь полагает радугу. Таков трогательный и воистину радужный конец этой ужасной истории всемирного потопа, первой мировой катастрофы человечества.

Трагическая история эта завершается почти как трагифарс: скандалом в благородном Ноевом семействе. У Ноя, как уже упоминалось, было три сына: Сим, Хам и Иафет, которых он родил, когда ему было уже за 500 лет. После потопа «Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем». Вид у него, конечно, был при этом не праведника. На беду в шатер заглянул Хам, который, увидев наготу отца, рассказал об этом братьям. Те же поступили не в пример Хаму более благородно и благоразумно: «Сим же и Иафет взяли одежду, и. положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего». Поступок, конечно, целомудренный, говорящий о почти сакральном почтении к отцу. Ной же, протрезвев от вина и узнав всю эту неприглядную историю, страшно рассердился на Хама, и проклял его вместе с потомством. Особенно почему-то досталось Ханаану, сыну Хама. «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Имя же Хам стало подлинно нарицательным, как символ непристойного поведения, неуважительного отношения к старшему и вообще к ближнему. Ну, а Ной благополучно прожил после потопа еще 350 лет, став, очевидно последним библейским долгожителем. «Всех же дней Ноевых было 950 лет, и он умер».

Далее приводится подробная генеалогия его потомков, которая представляет определенный исторический и этнографический интерес в отношении происхождения многих народов и их родоначальников. Особое предпочтение отдается Симу, ибо от него произойдут потомки, ставшие главными персонажами дальнейшей библейской истории. Книга Бытие, ветхозаветная общечеловеческая история переходит в историю одного богоизбранного народа. Среди потомков Сима – семитов особо выделены сыновья Фарры: Аврам, Нахор и Аран, родившиеся в Уре Халдейском. Упоминаются также их жены: Сара – жена Аврама и Милка – жена Нахора. Появляется также имя Лота – сына Нахора от Милки, которая является ему также племяницей, т.к. она дочь рано умершего брата Арана. Близкородственные браки были в то время делом обычным. Не известно, в каком родстве находилась Сара с Аврамом, известно лишь, что она была не неплодна, бездетна.