Дружба
Наташеньке Макаровой, другу…
Неужели все так просто?.. Сегодня почувствовал, как светло стало в душе от внезапной мысли. Нет, она не внезапна, она зачастила в гостях моих зарисовок, но сегодня обрела завершенность. Человек нуждается в человеке, часто я повторяю в своих эссе; но сегодня хочу добавить, человек ищет дружбу. И я в это, казалось бы, незатейливое слово вкладываю самый сакраментальный в своем высшем духовном значении смысл. И да простят меня все религиозные деятели, вот она духовность, простая, до немыслимости простая. Дружба – это состояние, такое состояние человека в общении с другим человеком, когда он способен проявить свое существование предельно полно, это отмена всякого страха быть отвергнутым, страха быть несовершенным, страха предъявить себя с самых неприятных своих сторон. Дружба – это быть принятым любым, и быть любимым таким как есть. Дружба – высшая возможность, коль ты можешь «предъявить» себя всего таким как есть, со всеми твоими грешками, проявить свое бытие, не оставив не одну из частей себя в небытие. Дружба, таким образом, - возможность стать целостным, собрать все фрагменты себя, и особенно те, которые ты держал в тайне от других в страхе, что они будут отвергнуты как позорные.
Не это ли человек ищет в Боге? В вере в то, что Богу известна каждая мысль, каждый помысел. Ищет, потому что не находит человека для дружбы, с которым мог бы проявить целостность своего бытия. Ищет и ждет ответа в этой дружбе с Богом, и верит, что ответ – то есть свидетельство, что он принят таким как есть, что есть присутствие Бога в диалоге с Ним, - когда-нибудь придет. Но «когда-нибудь» это не «сейчас», и человек остается неутешен в своих страданиях и желании быть. А желание быть только тогда раскрывается в своем воплощении, когда человек ощущает полноту жизни, полноту существа своего как неопровержимой реальности. Реальности – такого сомнительного свойства жизни без встречи с другим. Но не просто другим, а именно с другом – с другим человеком, принятие тебя которого не может иметь границ. И это и есть духовность.
В дружбе не страшна смерть, не страшна жизнь, не страшна бессмысленность жизни, не страшно, что Бога нет… Дружба выше любви, нет, не правильно, любовь - жизненная сила, интенсивность дружбы. И нет разницы, между мужчинами она, женщинами или между женщиной и мужчиной. Секс, нежность, забота…. все, что может быть прекрасного в любви, в интенсивности дружбы, наполняют ее, но не заменяют, не отменяют, являются зримыми проявлениями. И дружба в истинном своем значении, в котором я посмел дать определение, столь редка, что человек порой и не испытывает это состояние никогда. И из-за этого ищет это состояние в ином, в вере в Бога, в единении с космосом, блуждает в поисках смысла жизни, который, вероятно, никому не суждено обрести на логическом уровне. Ведь смысл жизни, вероятно, в том, чтобы жить. Жить предельно проявленным в реальности всем своим существом. Это чувство «я есть».
Вероятна ли дружба в нашем мире, в том духовном значении, спросите вы меня? Я отвечу «да», но вы мне не поверите, вы усомнитесь в моих словах. Истинность для каждого лишь в пережитом…
02.10.14
С любовью ваш,
Вячеслав Камедин.