Найти тему
Цифровой мир

Вспоминаю уроки литературы и не вижу логики

Приветствую всех! Ранее мы уже немного обсудили тему увольнения учителя за чтение классики. Подробнее про это можно прочитать здесь.

А сегодня я бы хотел поговорить о преподавании литературы в школе чуть более подробно. Давайте просто подумаем, кого мы проходим на уроках литературы в средней и старшей школе, начиная, скажем, с 7ого класса из иностранных писателей? Не спешите с ответом, подумайте хорошенько.

Читали в школе хоть что-то у этого автора?)
Читали в школе хоть что-то у этого автора?)

Готовы? Я назову три фамилии и почему-то уверен, что большинство назовут их же: Брэдбери, Шекспир, Оруэлл (причём наверняка "1984" – не верю, что "Скотный двор" проходят в школах). Хорошо, кое-где, возможно, О'Генри и Лондон. А, может быть, вам повезло, и вы углубились в творчество Твена чуть больше, чем приключения Тома Сойера, успели прочитать «Войну Миров» Уэллса (в лучшем случае из-за списка литературы на лето) и даже захватили Гюго. Если кого-то забыл - пишите в комментариях, мне интересно.

Беда в том, что это предсказуемо. И если уж затронули тему Оруэлла, который безусловно является лучом света в тёмном царстве отечественной литературы, то как дети узнают о Замятине, которого долгое время – более 50 лет – запрещали для публикации везде и всюду, и лишь недавно он стал возвращаться в школы? Или Хаксли? Кому нужны эти фамилии? Кларк? Жанр антиутопии охватывается очень поверхностно, и большую часть занимает "451 градус по фаренгейту", опять же, если ему повезёт, и он не попадёт в список литературы за лето в том же 7ом классе, когда школьникам, по большей части, просто не интересно такое. Идеальное время для подобного – 10-11 класс – как раз перед итоговым сочинением, но…

Как много интересных книг не прочитано, как много всего не изучено...
Как много интересных книг не прочитано, как много всего не изучено...

Где эта грань, что, к примеру, за аргумент в сочинении можно брать "1984", но нельзя "Мы"? И одновременно с этим нельзя брать Лавкрафта, но можно Гоголя? Да о чём речь, Лавкрафта даже изучать нельзя, как мы с вами разобрали ранее. Бедный Алан По в гробу перевернулся, а Леонид Андреев тихо хихикает в сторонке.

Ещё пример: возьмём Кормака Маккарти, который, как и Лавкрафт, к слову, родом из Провиденса. Классика, и даже не ужасов. И человек, к счастью, жив. Многие из вас знакомы с творчеством этого человека? "Дорога"? "Старикам здесь не место"? Более того, для аргументации в сочинении подходят идеально, но НЕ КАНОН, как говорится! Создаётся такое ощущение, что, чтобы изучать чьи-то произведения на Литературе, нужно, как минимум, умереть, хотя случай с Лавкрафтом показывает, что и этого мало. Да, кто-то скажет, что предмет у нас "русская литература", но тогда встаёт другой вопрос: а что, в других странах литературы нет? Это что, какая-то пропаганда? Почему мы не изучаем писателей других стран? Это также естественно, как всемирная история. Борхес, Маркес, Ремарк - выходит, пустые имена? И опять же, что с бедным Замятиным?

Замечательная книга, и для сочинения отлично подходит!
Замечательная книга, и для сочинения отлично подходит!

Поймите правильно мою претензию: здесь дело не в том, что мы изучаем только русские произведения. Дело в том, что многие оказываются под запретом и одну классику мы можем изучать, а другую, формально такую же, почему-то нет! Я бы с радостью потратил урок "Образ Дуба" в "Войне и Мире" на то, чтобы пополнить свои знания по Селинджеру, которого я, кстати, терпеть не могу. Не мой писатель, но тоже незаслуженно обделён. Оскар Уайльд туда же. Разумеется, и "Онегин", и "Герой старого времени", и "Гроза" – важные произведения, которые отражают суровую (или не очень) реальность тех дней, только вот всё это можно также изучить на истории, как любят аргументировать некоторые.

А что скажете вы? Какие значимые имена школьной программы я упустил?

Благодарю за внимание!