Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Сердце Пармы

Чердынь – город по-своему уникальный. Сейчас, когда вы окунаетесь в его провинциальную и даже в чём-то деревенскую атмосферу, не верится, что когда-то этот самый маленький в Пермском крае город главенствовал над всем Уралом. Топоним "чердынь" происходит от коми-пермяцких слов "чер" – "небольшой ручей", и "дын" – "устье". Таким образом, это словосочетание характеризует поселение как стоящее "в устье небольшого ручья". Правда, вплоть до XVII века во всех писцовых книгах и царских грамотах Чердынь называли Пермью Великой – как центр этой некогда огромной исторической области Западного Урала. В X-XII веках Чердынь вела оживленную торговлю с Волжской Булгарией, Ираном, Великим Новгородом и Югрой. "Курировали" Пермь Великую новгородцы, которые первыми проложили на восток торговый путь по притокам Северной Двины. Главным местным ресурсом была пушнина, в средневековье являвшаяся одной из самых ходовых мировых валют наряду с золотом и серебром. В обмен на сибирские меха в Чердынь стекались това

Чердынь – город по-своему уникальный. Сейчас, когда вы окунаетесь в его провинциальную и даже в чём-то деревенскую атмосферу, не верится, что когда-то этот самый маленький в Пермском крае город главенствовал над всем Уралом.

Вид на реку Колва, на берегу которой стоит Чердынь, и Полюдов камень
Вид на реку Колва, на берегу которой стоит Чердынь, и Полюдов камень

Топоним "чердынь" происходит от коми-пермяцких слов "чер" – "небольшой ручей", и "дын" – "устье". Таким образом, это словосочетание характеризует поселение как стоящее "в устье небольшого ручья". Правда, вплоть до XVII века во всех писцовых книгах и царских грамотах Чердынь называли Пермью Великой – как центр этой некогда огромной исторической области Западного Урала.

Колва когда-то была водной артерией, связывающей Чердынь с новгородскими землями
Колва когда-то была водной артерией, связывающей Чердынь с новгородскими землями

В X-XII веках Чердынь вела оживленную торговлю с Волжской Булгарией, Ираном, Великим Новгородом и Югрой. "Курировали" Пермь Великую новгородцы, которые первыми проложили на восток торговый путь по притокам Северной Двины. Главным местным ресурсом была пушнина, в средневековье являвшаяся одной из самых ходовых мировых валют наряду с золотом и серебром. В обмен на сибирские меха в Чердынь стекались товары из самых дальних стран. Здесь сосредотачивалось так называемое закамское серебро – художественные серебряные изделия из Персии и Византии. Во времена татаро-монгольского ига это серебро составляло значительную часть дани, уплачиваемой русскими землями Золотой Орде.

О богатстве Перми Великой ходили легенды. Очевидно, они имели под собой основание: богатые древние клады находят в окрестностях Чердыни и в наши дни. Неудивительно, что московские князья ещё со времен Ивана Калиты пытались оспорить господство Великого Новгорода над этими землями.

Вид на Воскресенский собор с Троицкого городища
Вид на Воскресенский собор с Троицкого городища

В 1451 году московский князь Василий Тёмный назначил в Чердынь своего ставленника – князя Михаила Ермолаевича. Кстати, соответствующий царский указ – первое письменное упоминание Чердыни. Именно эту дату считают официальным годом основания города. При князе Михаиле Пермь Великая обратилась в православие. Правда, процесс этот был долгим и непростым. В 1455 году крестивший пермяков епископ Питирим был убит вогулами. Новый епископ Иона Пермский "добавне крести" Пермь Великую в 1462 году. В этом же году в Чердыни им был основан Иоанно-Богословский монастырь. При обители построили первый на Урале православный храм.

Традиционная пермская деревянная скульптура "Христос в темнице" на берегу Колвы
Традиционная пермская деревянная скульптура "Христос в темнице" на берегу Колвы

Крещение Перми Великой стало первым шагом к полной потере северным Прикамьем своей независимости. Вслед за московскими епископами последовали и царские воеводы. В 1472 году в пермские земли под надуманным предлогом вторгся отряд Фёдора Пёстрого. Московское войско разгромило коми-пермяков, уничтожив святилище в Искоре и взяв штурмом Чердынь. Князя Михаила доставили в Москву, где он присягнул на верность Ивану III. Его потомки ещё несколько десятилетий княжили в Чердыни, но их власть была чисто номинальной. В 1505 году княжество окончательно упразднили. Всем этим историческим событиям посвящен известный роман уральского писателя Алексея Иванова "Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор".

Троицкое городище. Реконструированная деревянная сторожевая башня на фоне Полюдова камня
Троицкое городище. Реконструированная деревянная сторожевая башня на фоне Полюдова камня

В начале XVI века в Чердынь хлынул поток русских переселенцев. Чердынь стала оплотом Московского государства на Урале, защищавшим восточные земли державы от татар и вогулов. В 1535 году на Троицком холме был построен деревянный кремль. С трех сторон его надежно защищали глубокие овраги, а с оставшейся стороны были сооружены ров и земляной вал, оплывшие остатки которого сохранились до наших дней. За свою историю русская крепость выдержала 11 крупных нападений и осад, но ни разу не была взята штурмом или измором.

Деревянная Ильинская церковь на территории бывшего кремля
Деревянная Ильинская церковь на территории бывшего кремля

Чердынь оставалась приграничной крепостью вплоть до покорения Сибири Ермаком Тимофеевичем во второй половине XVI века. Когда границы отодвинулись далеко на восток, Чердынь начала постепенно терять своё стратегическое значение. К тому же, в начале XVII века появилась более короткая дорога за Урал – знаменитый Бабиновский тракт, соединивший Соликамск и Верхотурье. Чердынь оказалась в стороне от этой важнейшей транспортной артерии.

Часовня Спаса Нерукотворного над могилой 85 чердынцев, павших в 1547 году в бою с ногайскими татарами
Часовня Спаса Нерукотворного над могилой 85 чердынцев, павших в 1547 году в бою с ногайскими татарами

Через некоторое время бывшая столица Перми Великой превратилась в типичный провинциальный уездный город Пермской губернии с тихой и размеренной жизнью, аккуратными двухэтажными купеческими особняками и бродящими по центральным улицам коровами и свиньями. Вмешались в неторопливый уклад городской жизни лишь Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события, когда через Чердынь прокатывались одна за другой сначала волны беженцев, а затем – наступающие и отступающие белогвардейские части.

Старые улочки Чердыни. Здесь время будто бы остановилось
Старые улочки Чердыни. Здесь время будто бы остановилось

В наши дни Чердынь – крупный туристический центр Пермского края. Это настоящий музей под открытым небом, где почти каждое здание является памятником архитектуры. Украшение города – его старинные храмы, возведенные преимущественно в первой половине XVIII века. Благодаря удаленности Чердыни от административных центов при советской власти храмы не разрушили и не перестроили. Самый старый из них – храм Иоанна Богослова, возведенный в начале XVIII века шведами, взятыми в плен в Полтавской битве и сосланными Петром I на Урал.

На городских улицах – небольшие двухэтажные домики, традиционные для второй половины XIX века
На городских улицах – небольшие двухэтажные домики, традиционные для второй половины XIX века

Среди всех провинциальных музеев Урала краеведческий музей Чердыни – один из самых интересных. В числе экспонатов музея – уникальные археологические и этнографические коллекции, фигурки пермского звериного стиля, предметы из кладов закамского серебра. Также здесь находятся знаменитые оковы сосланного в Ныроб боярина Михаила Романова – подробнее об этой истории я уже писал в своем предыдущем очерке.

Икона с изображением святого Христофора в краеведческом музее Чердыни. Фотография из открытых источников
Икона с изображением святого Христофора в краеведческом музее Чердыни. Фотография из открытых источников

Ещё один поистине уникальный и необычный экспонат – икона святого Христофора с головой собаки. В прошлом святой Христофор считался небесным покровителем охотников, иконы с его изображением были распространены повсеместно. Однако с 1722 году церковь запретила изображать этого святого с собачьей головой. Все ранее написанные изображения было предписано уничтожить как "противные естеству, истории и самой истине". До наших дней лишь чудом дошли несколько изображений "псоглавца". В Чердынском районе их сохранилось сразу два: одно на иконе в Чердынском музее, другое – на фреске в церкви Ныроба.

Чердынь – город поистине необыкновенный. Тихий, уютный и спокойный, он будто бы затерялся в веках где-то на краю мира. И, вместе с тем, в местном воздухе очень остро ощущается присутствие каких-то великих тайн прошлого, сохранившихся ещё с тех дремучих времен, когда Чердынь была древним коми-пермяцким капищем. Стоя на высоком берегу Колвы на месте древнего кремля словно наяву можно увидеть епископа Питирима, крестящего пермяков в речных водах, князя Михаила, в задумчивости взирающего на виднеющийся вдали Полюдов камень, и вогулов Асыки, выходящих из глухой уральской тайги на штурм городских стен...