Найти в Дзене
Интерес

Эпидемия танца, поразившая сотни людей в далёком 1518 году

Чуть более 500 лет назад сотни людей стали танцевать на улицах Страсбурга. Охваченные безумием и неспособные остановиться, многие больные в конце концов умерли от истощения. Страсбург, 14 июля, 1518. Где-то посреди городских переулков, либо вдоль переполненных набережных, среди конюшен, кузниц и рынков, фрау Троффеа выходила по обыкновению из дома и пускалась в пляс. Никто не включал музыку, а лицо женщины было безрадостным, в то время как ее юбка задорно кружилась в безумном танце. Эта несчастная-нулевой пациент странной эпидемии танцев, охватившей эльзасский городок в начале XVI века. Джон Уоллер рассказывает об этих событиях в своей книге "Время танцевать - время умирать". Однако, история получила столь широкую огласку далеко не из-за танца одной сумасшедшей барышни. Её то вскоре поймали местные жители, дабы отвезти в ближайшее святилище. Вот только на следующий день под испуганными и беспомощными взглядами зевак, десятки людей вышли на улицу, поражённые той же хворью. Очень скор
Оглавление

Чуть более 500 лет назад сотни людей стали танцевать на улицах Страсбурга. Охваченные безумием и неспособные остановиться, многие больные в конце концов умерли от истощения.

Страсбург, 14 июля, 1518. Где-то посреди городских переулков, либо вдоль переполненных набережных, среди конюшен, кузниц и рынков, фрау Троффеа выходила по обыкновению из дома и пускалась в пляс. Никто не включал музыку, а лицо женщины было безрадостным, в то время как ее юбка задорно кружилась в безумном танце.

Эта несчастная-нулевой пациент странной эпидемии танцев, охватившей эльзасский городок в начале XVI века. Джон Уоллер рассказывает об этих событиях в своей книге "Время танцевать - время умирать".

Однако, история получила столь широкую огласку далеко не из-за танца одной сумасшедшей барышни. Её то вскоре поймали местные жители, дабы отвезти в ближайшее святилище. Вот только на следующий день под испуганными и беспомощными взглядами зевак, десятки людей вышли на улицу, поражённые той же хворью. Очень скоро эпидемия танцев начала забирать первые жизни. Это было воистину ужасающее зрелище. Со стоп больных сочилась кровь и реки пота текли с их бедных лиц. Вскоре обессиленные тела падали замертво прямо под ноги своих собратьев по несчастью.

Сумасшедшие танцоры
Сумасшедшие танцоры

Врачебный вердикт

Обеспокоенные власти обратились к содружеству врачей Страсбурга. Их вердикт был однозначен. "Танцы-это естественное зло, вызванное чрезмерным разогревом крови." Приказ врачей гласил: "больше танцевать. Только продолжая плясать, ночью и днём, танцоры обретут сознание."

Местный рынок, обнесенный каменной стеной было решено реквизировать. Торговцы рыбой, мясники и прочие продавцы разбирали и опустошали собственные ларьки, чтобы разместить на их месте больных. Неподалеку, на открытой эспланаде нынешней площади Брогли, плотники строят помост для остальных танцоров.

"Городской совет высоко оценил услуги десятков профессиональных музыкантов, которые поселились на платформе и рынке, где играли день и ночь на бубне, барабане, скрипке, фифре, флейте и роге, чтобы больные могли избавиться от зла, танцуя»,-рассказывает Джон Уоллер. Больным попытались предоставить еду и воду, дабы избежать их истощения. Увы, все было напрасно и смерти продолжились.

Как и большинство тогдашних бед, эпидемии присваивают божественную природу. Мол, это ничто иное, как кара всевышнего. Дабы утихомирить Бога, больных насильно вывозят из города под видом торжественного парада. Лишь после этого, по уверениям современников, болезнь покидает Страсбург.

Парад заболевших
Парад заболевших

Природа болезни

Согласно хроникам купцов, проповедников и дискуссиям тогдашнего совета, чьи рукописи до сих пор хранятся в городских архивах, в месяц эпидемия поражает по меньшей мере 400 человек, забирая до пятнадцати жизней в день. Но тогда в чем была причина этой эпидемии ? Что могло заставить фрау Троффеа дёргаться до изнеможения ? И чем же заразились сотни её соседей?

На эти вопросы попытался один из самых узнаваемых врачей и философов эпохи Возрождения - Парацельс. В 1526 году он прибывает в Страсбург. Болезнь с его отчётов получила название "хоремания". Будучи мистиком и женоненавистником, Парацельс утверждал, что фрау Троффеа пустилась в пляс "чтобы унизить своего несчастного мужа". Она была из тех, чьи мысли "свободны, нахальны, полны похоти без страха и уважения". Настолько, что могут развить "сладострастное желание танцевать" - заключает врач. Он советует запереть жертв в "мрачных и неприятных местах" или бросить в огонь восковые чучела больных.

Фили́пп Аурео́л Теофра́ст Бомба́ст фон Го́генгейм (Парацельс)
Фили́пп Аурео́л Теофра́ст Бомба́ст фон Го́генгейм (Парацельс)

Современные доктора считают, что главная причина болезни кроется в "спорыньи" - бактерии, проживающей во влажных початках ржи. Она может вызвать бред и сильные судороги. Однако, многие считают, что симптомы обеих болезней значительно разнятся и эпидемия в Страсбурге, названная "Танец Гая", есть нечто иное.

Спорынья ржаная
Спорынья ржаная

Другая теория возникновения болезни носит психологический характер. Ренессанс - очень неустойчивое время, Страсбург только что пережил три года голода и особенно суровую зиму. Появился сифилис, сопровождавшийся повторными эпидемиями. К этому прибавляется большое недоверие к духовенству, а также ханжество бесов и дьявола. Жители считали, что на них наслал проклятье великий Гай. Видя несчастную женщину и её отчаянный танец, люди окончательно уверовали в божий гнев - считает Джон Уоллер. Безусловно, подобные случаи происходили в других местах до и после, но эпидемия танца в Страсбурге навсегда останется самой масштабной из них.