Найти в Дзене
Ragnar Lodbrok

Музыка из Норвегии: насколько это важно на самом деле? Часть 2

Оглавление

Приверженность искусству не возникает из пустоты. Необходимо принять решение о том, что он важен и что, хотя он не может быть чем-то измеримым в нижней строке таблицы, он обогащает жизнь каждого человека, и его влияние можно увидеть, услышать и, самое главное, почувствовать по всей стране, будь то в городе размером с Осло (около 500 000), Мольде (24 000) или Кристиансанн (75 000).

Еще один ответ на утверждение о том, что у норвежцев есть деньги, звучит так: это не только крупные города, такие как Осло, которые получают передовые художественные площадки, такие как всемирно известный оперный театр Осло; Кристиансанд открыл Центр современной культуры Килден в 2012 году, чтобы разместить не только оперу и симфонию города-город с 75 000 человек с оперой и симфонией?!?!! - но чтобы обеспечить ряд высокотехнологичных рабочих пространств, которые варьируются от пары сотен до 1250. В Северной Америке городу размером с Кристиансанн повезло иметь один-два кинотеатра; В Кристиансанне, помимо Кильдена (который заменил старый двухкомнатный театр Агдера на 550 мест), есть художественная галерея (Kristiansand Kunsthall) и музыкальная консерватория. Даже в таком крупном городе, как Мольде, теперь есть Плассен, также открытый в 2012 году, который действует как городская публичная библиотека, но также, что более важно, культурный центр с двумя современными перформансными пространствами. Такие туры, которые проходят в Норвегии, поражая так много маленьких городов, которые разбросаны по всей стране, почти никогда не попадут в такие же крупные места в Северной Америке – и мы говорим о музыке широкого спектра, которая привозится в маленькие города Норвегии. Очевидно, что страна не только использовала то, что некоторые могли бы считать позором богатства, чтобы принести инфраструктуру, образование и здравоохранение во многие небольшие города, разбросанные по всей стране и по которым распространяется ее относительно небольшое население с.; это гарантирует, что культура остается важной частью социальной структуры.

-2

И сорок лет спустя это воздействие стало ощутимым. Хотя нет никаких сомнений, гуляя по Кристиансанду субботним вечером, что популярная культура из Северной Америки нашла свой путь к этим северным европейским берегам – вы так же склонны слышать последнюю мелодию Майли Сайрус, как и самый последний релиз Сюзанны Сундфер – - есть разница: в отличие от Северной Америки поп-машина не доминирует; это более сбалансированная часть общей музыкальной сцены. И, возможно, еще более важно – хотя это не совсем норвежское мышление, но Европейское-интерес к искусству является скорее инклюзивным, чем исключительным. Это абсолютно возможно-допустимо, что еще важнее, особенно для молодежи – любить не только Майли Сайрус, скажем, но и эстонский хор. К сожалению, в Северной Америке общая культура-это культура исключения: можно любить то или это, но не то и не это.

Краткий анекдот из моего первого визита в Мольде в 2009 году, возможно, поможет взглянуть на вещи еще более широко. Сидя в одном из его старых, еще до Плассена мест, ожидая увидеть пианиста Кристиана Валлумреда, выступающего со своим ансамблем в рамках серии "артист в резиденции" трубача Арве Хенриксена, я заметил рядом с собой молодого человека, которому не могло быть больше 20 лет. Мы начали говорить, и когда он сказал мне, что собирает все релизы Руна граммофона, это было сильное заявление. Лейбл, который, как и многие норвежские импринты, с самого начала был посвящен искусству без компромиссов, начиная с шумовых импровизационных групп, таких как Supersilent в его первые дни, и заканчивая гаммой сейчас, от прогрессивных/фьюжн-групп, таких как Grand General и певцы, такие как Susanna Wallumrød и Jenny Hval, до лирических фортепианных трио, таких как Espen Eriksen Trio и электризующих, электрифицированных шаров-к-стене групп, таких как Elephant9 и Fire! в более чем 100 релизах лейбла есть много серьезно сложной музыки, и, конечно же, не та музыка, о которой знал бы типичный Североамериканский 20-летний парень, не говоря уже о том, чтобы собирать как завершитель.

Это та самая открытость в молодом возрасте, которая так редко встречается в Северной Америке. Но почему это так? Как же это так?

Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Простой ответ: стремление к музыкальному образованию с самого раннего возраста. Более сложный ответ: помимо образования, родительское разоблачение своих маленьких детей-несомненно, в их самой податливой форме, несмотря на уверенность в полной противоположности слишком многих североамериканских родителей-для таких групп, как Supersilent., В стране и Splashgirl, классические композиторы, такие как Рольф Уоллин, Фроде Хальтли и Майя Раткье, или более решительно джазовые художники, такие как трубач Нильс Петтер Мольвер и Терье Рипдал; деньги на создание инфраструктуры, которая позволит артистам делать записи и гастролировать по стране, даже в самых маленьких городах; и общее решение, что культура - это не грязное слово. Когда есть возможность посетить Шпицберген в первую неделю февраля на джазовом фестивале, который собирает всех от Сольвейг Слеттахьелл и Стиана Карстенсена до Биди Белла и Хальвдана Сивертсена – не говоря уже о заказной работе, арктических настроениях, премьере в первый раз, – вы знаете, что вы больше не в Канзасе!

Продолжение следует