Механические карандаши достаточно широко используются в школах и офисах. Неограниченное количество по низкой ценен делает их доступными каждому. Хотя считаются довольно хрупким материалом и быстро ломаются.
Механические карандаши бывают со сменным грифелем и без возможности замены стержня.
Преимущества механических карандашей:
— легкость контроля движений;
— не нужно затачивать;
— создание четких, ровных, ярких линий.
История появления механических карандашей
Истоки происхождения этого канцелярского предмета неразрывно связаны с историей появления графита. Всё началось мрачной ненастной ночью в Камберленде, в Англии 1564 года. Шторм повалил большой старый дуб, выдрав его с корнем из земли, и именно этот момент изменил привычный ход времени.
На следующее утро несколько любопытных крестьян совершили разведывательную вылазку. В глубинах огромной ямы, оставленной дубовыми корнями, люди нашли твёрдое и тёмное вещество. К их удивлению, обломки вещества, помимо других обнаруженных свойств, были способны оставлять видимые следы. Вскоре так называемый «чёрный свинец» (иногда его именовали свинчаткой) стал использоваться для письма. У «чёрного свинца» была масса преимуществ перед другими пишущими субстанциями: его отметки были более долговечными, чем следы угля или мела, и не выцветали так, как чернила. Ну и, конечно, «свинцовые» линии можно было стереть, в отличие от царапин по металлу: с этим прекрасно справлялся засушенный хлебный мякиш, удаляя следы как по волшебству.
Вскоре началась промышленная добыча найденного вещества. Из цельных кусков вытачивались палочки, которые затем оборачивали в бечёвку, раскручиваемую при надобности. Тонкие щепки покрывали воском, вставляли в полый тростник или в трубки из дерева или металла, чтобы было удобнее работать с пачкающим материалом. Спустя год после той знаменательной бури Конрад Геснер, признанный швейцарский учёный, написал о существовании нечта, по сути являвшегося предшественником современных карандашей. Геснер предположил, что «чёрный свинец», лежащий в основе изобретения, на самом деле являлся разновидностью сурьмы.
Действительный состав вещества прояснился лишь в конце 18 века: обнаруженный материал никак не был связан ни с сурьмой, ни со свинцом, а являлся аллотропной модификацией углерода. Субстанцию назвали графитом (от греч. grapho — записывать), но даже сейчас в английском языке сохранились названия blacklead и lead, которые корректно употреблять в отношении графита.
В 18 веке в моду вошли специальные держатели для карандашных грифелей. Бесчисленное количество их вариаций всё разрасталось, и в итоге ассортимент стал сродни тому, что мы можем увидеть сейчас на полках магазинов. Что-то не прижилось из-за недоработок, а что-то, напротив, можно было назвать гениальным. Образцы механических карандашей того времени сейчас можно найти в антикварных магазинах.
Примерно в это же время Никола Жак Конте (1755–1805) придумал смешивать графит с глиной в определённых пропорциях, чтобы добиться разных уровней твёрдости грифелей. Сейчас к этой смеси добавляют ещё и специальные полимеры, что позволяет производить очень тонкие стержни (от 0,2 до 0,9 мм). Современные механические карандаши появились именно благодаря разработке таких стержней.
Как правильно выбрать механические карандаши
Сегодня производится масса механических карандашей, различающихся по внешнему виду, размеру грифелей и даже цвету. Тем не менее если чем они (то есть карандаши) и схожи между собой, так это способом крепления стержня к внешней оболочке: он не прилегает к ней неразрывно, а, наоборот, способен извлекаться и вставляться обратно. Таким образом, стержни легко заменить, если потребуется.
В некоторых механических карандашах замена стержней производится через наконечник, в других — через цанги. Во многих предусмотрен такой механизм, что грифель выдвигается на комфортную длину по щелчку кнопки. У каких-то моделей есть дополнительный отсек под сменные стержни или они, как уже было сказано ранее, комплектуются ластиками. Чем дешевле продукт, тем больше вероятность, что он не приспособлен под стержни разной толщины, в то время как более дорогие модели подстраиваются под толщину и твёрдость. Внушительные металлические образцы, удерживающие грифели толщиной от 0,5 и выше и оснащённые точилкой, могут не совсем соответствовать стандартному определению механического карандаша, но художники используют их наравне с обычными моделями для больших работ.
Как и деревянные карандаши, механические ранжируются по твердости от 9H (наиболее твёрдых) до 9B (самых мягких). Посередине шкалы находится HB. Часто карандаши, приспособленные для письма, а не для рисования, имеют свою собственную шкалу от 1 до 4, где чем больше число, тем твёрже стержень. И, естественно, следует помнить: твёрдость или мягкость каждого отдельного карандаша варьируется в зависимости от производителя.
Художники могут использовать как только механические карандаши, так и комбинировать их вместе с обычными для достижения наилучшего результата. Как уже было сказано, среди преимуществ механических моделей — тонкость грифеля. Ведь ни один — даже очень хорошо заточенный — деревянный карандаш не может накладывать линии толщиной в одну пятую миллиметра. Таким образом, многие детали рисунка могут быть плохо проработанными.
Есть что-то красивое и впечатляющее в чётких и строгих линиях механического карандаша. Они позволяют сделать рисунок «чистым» и качественным. Нельзя недооценивать это. Для своего наброска «Лучший друг человека» я использовал как стержни в 0,3 мм (они помогли мне проработать детали и выстроить композицию), так и в 0,7–0,9 мм (позволили мне плотно заполнить фон, так что я избежал растушёвки и грязного оттенка).
Механические карандаши используются многими опытными современными художниками в качестве как основного, так и дополнительного инструмента. К примеру, Коста Ваваджиакис использует штриховку твёрдо-мягким карандашом с толщиной стержня в 0,9 мм, чтобы добиться того плавного оформленного перехода между светом и тенью, который невозможно получить никаким иным путём или инструментом. Коста утверждает, что любит, когда ему не приходится отрываться от работы для заточки карандаша.
Иногда сложно сказать, использует художник простой или механический карандаш, потому что в описании работы оба помечаются как графит. Но из того, насколько богат сейчас ассортимент механический карандашей, и из примеров работ в этой статье можно сделать вывод: серьёзные художники тоже обращаются к механическим карандашам и достигают с ними неплохих результатов.