На днях разбирались с пятиклассником Ваней как работает интерактивная собачка. Пока я читала первую страницу, Ваня за несколько секунд просмотрел инструкцию и начал скачивать нужное приложение.
-Как ты так быстро всё прочитал?
-А я не все читал. Зачем Вам всё? Я увидел какая программа нужна, дальше с ней разбираться будем. А остальное и так ясно.
-А книги ты так же читаешь?
-Книги я не читаю - пожал плечами Ваня.
-Хорошо, а учебники?
-В учебниках проще, там везде понемногу написано. Главное самую суть понять.
-Хорошо, а кино?
Вмешалась Ванина мама:
-И кино он так же смотрит! Одновременно с уроками. Так тихо включает, что сам ничего не слышит.
-А зачем все слышать и так понятно - отзывается Ваня.
-Вот! - торжествующе подтверждает Ванина мама. А с книгами так нельзя! Поэтому по литературе тройка! И по истории...
Ваня - типичный представитель поколения с клиповым мышлением.
Клиповое мышление - это быстрое, поверхностное и фрагментарное восприятие информации.
Для Вани, как и для многих других, клиповое мышление позволяет справляться с мощным потоком информации, в котором сейчас мы все находимся.
Не удивительно, что у Вани проблемы с учёбой. Клиповое мышление препятствует успешному обучению в начальной школе.
С таким типом мышления не рождаются.
Причины формирования клипового мышления
1. Дети не читают книг.
2. Рано и много пользуются гаджетами.
3. Школьные учебники тоже способствуют формированию клипового мышления. Сама система образования построена так, что дети в школе получают один кусочек информации по предмету, в этот же день ещё десять кусочков по другим разным предметам. Через неделю все повторяется.
Для качественного усвоения информации, необходимо формировать понятийное мышление.
Как повлиять на развитие понятиного, последовательного мышления?
1. Расширить круг живого общения детей.
2. Учить концентрировать внимание и анализировать информацию.
3. Читать книги. В отличие от просмотра видео, при чтении книг человек создаёт образы самостоятельно.
4. Пересказывать прочитанные отрывки, анализировать поступки героев. Тезисно конспектировать прочитанное.
Это поможет развитию аналитических способностей.
5. Учиться вести дискуссию.
Это развивает умение думать.
6. Устраивать себе день отдыха от информации. Нельзя ничего смотреть или читать.
В этот день можно заниматься творчеством: рисовать, писать, встречаться с друзьями.
7. Стараться постепенно менять способ поглощения информации.
Чтение книг, вместо пролистывания кратких заметок. Просмотр фильмов, вместо коротких видеороликов.
Клиповое мышление имеет некоторые плюсы.
1. Позволяет быстрее реагировать на поставленные задачи.
2. Защищает мозг от перегрузки информацией.
3. Способствует развитию многозадачности.
Ваня умеет одновременно делать уроки, общаться с друзьями и слушать музыку.
Минусы клипового мышления более существенные.
1. Люди с клиповым мышлением не способны провести глубокий логический анализ и решить сложные задачи.
2. Не способны к длительной концентрации. Просматривают материал невнимательно, не на долго усваивая отрывистую и поверхностную информацию.
3. Тезисно выражают свои мысли.
3. Тезисно выражают свои мысли.
4. Больше других поддаются манипуляции и влиянию.
Те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.
С собачкой Ваня разобрался быстро. Первый научился ею управлять, только упустил 1000 других важных мелочей.