Итак, мы снова ведём разговор о ней, femme fatale, леди-вамп, роковой женщине в кино. Ранее мы уже рассмотрели, как эти образы создавались в голливудских фильмах в течение двух периодов: с 1915 по 1950ые годы и с 1980ых до конца XX века. Мы выяснили, как постепенно через кино формировались массовые представления о характерных особенностях стиля роковой женщины, из каких элементов он складывался и как изменялся.
В нынешней статье мы исследуем образы femme fatale, представленные в голливудском кинематографе XXIвека. Важной характерной чертой кино этого периода является стремление показывать персонажей неоднозначно. Мир словно становится серым, без чёткого деления на чёрное и белое, хорошее и плохое. Так и роковые женщины перестают быть однозначно жестокими загадочными красавицами без понятной причины. И объяснению причин их жестокости с психологической точки зрения часто отводится достаточно много экранного времени. Вспомним хотя бы Малифисенту, которая оказывается не просто злобной колдуньей из сказки, а страдающей раненой женщиной. Femme fatale в XXI веке нередко показаны жертвами страшных жизненных обстоятельств, которые приводят к нарушениям их психики, что выливается в мстительность, скрытность и различные другие негативные черты.
Второй важной чертой можно назвать ностальгическое припоминание образов роковой женщины более ранних периодов, а именно из фильмов-нуар и кино 80-90ых. Если в фильме XXI век встречается femme fatale, ищите в нём отсылки к уже рассмотренным нами ранее фильмам, и вы их точно найдёте! Режиссеры сознательно добавляют их в свои фильмы, стараясь приобщиться к традиции классических фильмов нуар или других знаменитых картин.
Итак, приступим к фильмам! Как и ранее, мы будем рассматривать их в порядке хронологии.
«Роковая женщина» 2002г.
Название картины оставляет мало простора для фантазии, неоднозначно намекая, что это - история о роковой женщине. В первой сцене героиня, роковая блондинка возлежит на кровати за просмотром фильма нуар, Её лицо отражается в экране и словно наложено на чёрно-белый фильм. Таким образом режиссёр Брайн Де Пальма как бы приравнивает историю, которая рассказывается в фильме к сюжетам фильмов-нуар, а главную героиню - к роковым нуарным дивам 40ых.
Как и во многих фильмах с femme fatale 80-90ых белый цвет используется для создания образа жертвы. Его много в дневных костюмах нашей героини. Чёрный же присутствует в её костюме в моменты, когда роковая красавица наделена властью и с жестокостью её использует.
Через костюм нам поочерёдно показывают светлую и тёмную стороны героини. Или же её игру в жертву и преследователя. Её поведение кажется окружающим непоследовательным, а поступки вызывают смешанные эмоции. То она претворяется беззащитной и просит помощи у героя (кстати, в исполнении Антонио Бандераса), то подставляет его.
Показательной является и её перемена в зависимости от времени суток. Днём она белая и почти пушистая, а вечером она - бестия в чёрном. Днём у неё гладко уложены волосы, а ночью она - словно взъерошенный бес. Для усиления контраста художник по костюмам использовал два абсолютно идентичных комплекта кружевного белья: белый для невинной и беззащитной ипостаси героини, а чёрный - для злодейки.
В конце фильма она предстаёт снова в белом и у нас есть надежда, что она сделает выбор в пользу любви.
"Основной инстинкт 2: Жажда риска" 2006 г.
Помните, мы говорили о том, что для фильмов с роковыми женщинами в XXI веке характерно ностальгическое припоминание более ранних картин и отсылки к ним? Что может быть более ярким подтверждением этому, чем сиквел?
14 лет спустя после выхода "Основного инстинкта" (1992) Шерон Стоун вновь исполняет роль Кэтрин Трамелл. И она по-прежнему невероятно обворожительна. Если в первом фильме она была притягательна своей молодой сексуальностью, то в сиквеле - зрелой и искушённой. Нужно отдать должное художнику по костюмам, он мастерски использует уже устоявшиеся приёмы стиля роковых женщин и одновременно делает образы современными и изысканными. Каждый костюм Кэтри Трамелл в этом фильме можно поместить в энциклопедию стиля для соблазнительниц.
Первый приём, о котором мы уже упоминали ранее в этой статье - использование попеременно чёрного и белого цветов, для создания неоднозначного образа. Кэтрин Трамелл запутывает главного героя, он не понимает, когда она говорит правду, а когда - нет, не может пробиться сквозь сплетённую ей паутину полунамёков и лжи. И её внешний вид вовсе не помогает ему ни в чём разобраться.
Второй приём - это использование обнажённых участков тела. Кэтрин то открывает спину, то плечи, то декольте. Каждый раз мы видим в кадре немного тела, неприкрытого одеждой. Одновременно с этим героиня будто слегка приоткрывает завесу окутавшей её тайны. Однако это лишь иллюзия.
Ещё в первой половине XX века в костюме роковой женщины мог фигурировать мех. Например, в фильме "Женщина-леопард" с Луизой Глаум, или в "Восточном экспрессе" с Марлен Дитрих. Эту традицию продолжает и "Основной инстинкт 2". Мех, который мы видим в кадре может быть белым и пушистым, а может напоминать шкуру, носимую пещерным человеком. Опять же, наша героиня надевает различные маски, а потому и различные "шкуры".
"Основной инстинкт 2" продолжает традицию фильмов о роковых женщинах, поэтому в нём мы находим такой предмет одежды, как белую рубашку. Дело в том, что она ассоциируется с мужской офисной рубашкой, а элементы одежды, позаимствованные женщинами из мужского гардероба часто имеют сексуальные коннотации. Как, например, футболка бойфренда, которую девушка надевает утром после того, как осталась у него на ночь. Мужская футболка на девушке в таком случае служит напоминанием о недавней близости. Та же ассоциация работает и с белой рубакой.
Так же в фильме присутствуют отсылки к религиозной тематике. Довольно опасно заявлять здесь что-то однозначно, чтобы не оскорбить чувства верующих... Тем не менее, в фильме мы видим массивный крест прям между грудью героини. Это может быть намёком на женскую природу, которая одновременно свята, даря миру жизнь, но и порочна, будучи причиной первородного греха.
Помимо этого в одной из откровенных сцен во время прелюдии Кэтрин предстаёт в переливающейся рубашке сине-бирюзового цвета, который в изобразительном искусстве издавна атрибутируется Богоматери. Использование такого цвета, да и синей гаммы вообще для образа femme fatale не было характерно ранее. Можно сказать, что "Основной инстинкт 2" обогатил выразительные средства костюма ещё одним приёмом.
«Город Грехов 2. Женщина, ради которой стоит убивать» 2014г.
Этот чёрно-белый фильм основан на сюжете графического романа, а чёрно-белым он снят из-за стилистических и отчасти ностальгических соображений. Он подражает фильму нуар, а они все были чёрно-белыми. И в каждом из них, разумеется, была роковая женщина. В "Городе грехов-2" её зовут Эва. И даже это имя является отсылкой к кинематографу 40-ых, а именно к актрисе Аве Гарднер, поскольку английский вариант имени Эва в этом фильме пишется, как "Ava".
Эва (Ava) впитала в себя наследие всех женщина вамп Голивуда. Впервые на экране мы видим её в синем плаще, хотя весь фильм чёрно-белый. Как было сказано ранее, синий ассоциируется в христианской религии с Девой Марией. Эва - богиня Города Грехов, так о ней и говорит один из персонажей фильма. Её власть над мужчинами не знает границ и в самом деле сравнима с властью богов над человеческими судьбами.
В основном она предстаёт в фильме нагой и в воде или в прозрачном халате после купания.
За Эву говорит не её одежда, а её глаза, загорающиеся ядовитым зелёным цветом, когда она использует свои чары, приводящие мужчин к гибели. Как и нуарные красавицы, Эва притворяется жертвой и просит разных мужчин о защите, а затем в долю секунды предает их и доводит до смерти. Победить её удаётся лишь с помощью других женщин.
Очевидной отсылкой к фильмам нуар является использование света, проходящего сквозь жалюзи. Когда снимались чёрно-белые фильмы, режиссёры старались найти интересные контрастные эффекты, чтобы придать кадрам выразительности, поскольку им не был доступен цвет. Отсюда в фильмах 40-ых столько кадров со светом, проходящим через жалюзи. Даже если вы просто начнёте вбивать в поиск слово "нуар", вскоре вам предложат добавить в запрос "дождь" и "жалюзи", поскольку это два клише фильмов нуар.
«Исчезнувшая» (Gone Girl) 2014г.
Последним фильмом, который мы сегодня разберём будет "Исчезнувшая" Дэвида Финчера. На мой взгляд роковая женщина, представленная в нём - самая жуткая, поскольку по хитрости и лицемерию её не переплюнуть ни одной другой femme fatale.
Паутина, сплетённая вокруг мужа, блондинкой Эми - это верх изобретательности роковых женщин. В начале фильма одежда Эми не кажется нам примечательной. Платье в мелкий цветочек, джемпер в полоску, ничего особенного.
Но походу фильма, в сценах воспоминаний Эми и когда мы узнаём, что она инсценировала собственное убийство, она появляется в одежде зелёных оттенков. Зелёный джемпер, зелёная косынка, зелёный свитшот и т.д. В статьях, посвящённых более ранним периодам мы уже говорили о значении зелёного цвета, цвета обмана и коварства в гардеробе роковых женщин. Что ж, в "Исчезнувшей" зелёный - это основной цвет.
Когда Эми играет жертву, она одета в белое в лучших традициях роковых женщин.
Ближе к концу фильма, вернувшись домой после инсценировки собственного изнасилования и убив своего поклонника, Эми появляется в зелёной больничной одежде.
Ну а в финальной сцене она носит скромное чёрное платье с белым воротничком. Это платье - аллюзия на героиню Катрин Денёв в фильме "Дневная красавица" 1967 года.
В нём героиня Катрин Денёв была скрытой мазохисткой и ходила работать проституткой в дом свиданий, чтобы удовлетворять свою потребность в грубом сексе. В то время, как её муж был мягок и заботлив, а потому не вызывал в неё желания. Похожий процесс происходит и в исчезнувшей. Героиня подставляет мужа, желая избавиться от него, поскольку он был недостаточно хорош, крут, силён и т.д. для неё, но затем он проявляет себя по-новому и она, видя его интервью по телевидению осознаёт, что он - то, что нужно, он может быть таким же, как она - жестоким и расчётливым... и возвращается домой.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что образ роковой женщины в XXI веке не является значимым или важным. Он всегда связан с уже накопленным кинематографом опытом и подчёркивает осведомлённость режиссёров о том, что происходило в кино до них. В плане стиля можно выделить всего один совершенно новый приём - использование религиозной символики. В остальном же стиль и образ строятся на уже известных из более ранних периодов приёмах. Самые распространённые из них:
-использование белого цвета для ложного создания образа невинности
- чередование белого и чёрного цветов для создания противоречивости и неоднозначности характера
- зелёный цвет, как цвет обмана
- мех, как ассоциация с животным началом
- открытые участки тела - для эротизации образа и намека на сокрытие правды
- белая рубашка - как знаковый предмет одежды роковых женщин на протяжении более полувека.
Я благодарю вас за внимание и интерес к теме!
До новых встреч!