Найти тему
Procrastifashion

Femme Fatale Стиль роковой женщины в кинематографе. Часть 3

Эва Грин в "Городе Грехов 2" 2014
Эва Грин в "Городе Грехов 2" 2014

Итак, мы снова ведём разговор о ней, femme fatale, леди-вамп, роковой женщине в кино. Ранее мы уже рассмотрели, как эти образы создавались в голливудских фильмах в течение двух периодов: с 1915 по 1950ые годы и с 1980ых до конца XX века. Мы выяснили, как постепенно через кино формировались массовые представления о характерных особенностях стиля роковой женщины, из каких элементов он складывался и как изменялся.

В нынешней статье мы исследуем образы femme fatale, представленные в голливудском кинематографе XXIвека. Важной характерной чертой кино этого периода является стремление показывать персонажей неоднозначно. Мир словно становится серым, без чёткого деления на чёрное и белое, хорошее и плохое. Так и роковые женщины перестают быть однозначно жестокими загадочными красавицами без понятной причины. И объяснению причин их жестокости с психологической точки зрения часто отводится достаточно много экранного времени. Вспомним хотя бы Малифисенту, которая оказывается не просто злобной колдуньей из сказки, а страдающей раненой женщиной. Femme fatale в XXI веке нередко показаны жертвами страшных жизненных обстоятельств, которые приводят к нарушениям их психики, что выливается в мстительность, скрытность и различные другие негативные черты.

Малефисента 2014
Малефисента 2014

Второй важной чертой можно назвать ностальгическое припоминание образов роковой женщины более ранних периодов, а именно из фильмов-нуар и кино 80-90ых. Если в фильме XXI век встречается femme fatale, ищите в нём отсылки к уже рассмотренным нами ранее фильмам, и вы их точно найдёте! Режиссеры сознательно добавляют их в свои фильмы, стараясь приобщиться к традиции классических фильмов нуар или других знаменитых картин.

Итак, приступим к фильмам! Как и ранее, мы будем рассматривать их в порядке хронологии.

«Роковая женщина» 2002г.

Название картины оставляет мало простора для фантазии, неоднозначно намекая, что это - история о роковой женщине. В первой сцене героиня, роковая блондинка возлежит на кровати за просмотром фильма нуар, Её лицо отражается в экране и словно наложено на чёрно-белый фильм. Таким образом режиссёр Брайн Де Пальма как бы приравнивает историю, которая рассказывается в фильме к сюжетам фильмов-нуар, а главную героиню - к роковым нуарным дивам 40ых.

Кадр из фильма "Роковая женщина" 2014
Кадр из фильма "Роковая женщина" 2014

Как и во многих фильмах с femme fatale 80-90ых белый цвет используется для создания образа жертвы. Его много в дневных костюмах нашей героини. Чёрный же присутствует в её костюме в моменты, когда роковая красавица наделена властью и с жестокостью её использует.

-4
-5

Через костюм нам поочерёдно показывают светлую и тёмную стороны героини. Или же её игру в жертву и преследователя. Её поведение кажется окружающим непоследовательным, а поступки вызывают смешанные эмоции. То она претворяется беззащитной и просит помощи у героя (кстати, в исполнении Антонио Бандераса), то подставляет его.

-6
-7

Показательной является и её перемена в зависимости от времени суток. Днём она белая и почти пушистая, а вечером она - бестия в чёрном. Днём у неё гладко уложены волосы, а ночью она - словно взъерошенный бес. Для усиления контраста художник по костюмам использовал два абсолютно идентичных комплекта кружевного белья: белый для невинной и беззащитной ипостаси героини, а чёрный - для злодейки.

-8
-9

В конце фильма она предстаёт снова в белом и у нас есть надежда, что она сделает выбор в пользу любви.

"Основной инстинкт 2: Жажда риска" 2006 г.

Кадр из фильма "Основной инстинкт 2"
Кадр из фильма "Основной инстинкт 2"

Помните, мы говорили о том, что для фильмов с роковыми женщинами в XXI веке характерно ностальгическое припоминание более ранних картин и отсылки к ним? Что может быть более ярким подтверждением этому, чем сиквел?

14 лет спустя после выхода "Основного инстинкта" (1992) Шерон Стоун вновь исполняет роль Кэтрин Трамелл. И она по-прежнему невероятно обворожительна. Если в первом фильме она была притягательна своей молодой сексуальностью, то в сиквеле - зрелой и искушённой. Нужно отдать должное художнику по костюмам, он мастерски использует уже устоявшиеся приёмы стиля роковых женщин и одновременно делает образы современными и изысканными. Каждый костюм Кэтри Трамелл в этом фильме можно поместить в энциклопедию стиля для соблазнительниц.

-11

Первый приём, о котором мы уже упоминали ранее в этой статье - использование попеременно чёрного и белого цветов, для создания неоднозначного образа. Кэтрин Трамелл запутывает главного героя, он не понимает, когда она говорит правду, а когда - нет, не может пробиться сквозь сплетённую ей паутину полунамёков и лжи. И её внешний вид вовсе не помогает ему ни в чём разобраться.

-12
-13

Второй приём - это использование обнажённых участков тела. Кэтрин то открывает спину, то плечи, то декольте. Каждый раз мы видим в кадре немного тела, неприкрытого одеждой. Одновременно с этим героиня будто слегка приоткрывает завесу окутавшей её тайны. Однако это лишь иллюзия.

-14
-15
-16

-17

Ещё в первой половине XX века в костюме роковой женщины мог фигурировать мех. Например, в фильме "Женщина-леопард" с Луизой Глаум, или в "Восточном экспрессе" с Марлен Дитрих. Эту традицию продолжает и "Основной инстинкт 2". Мех, который мы видим в кадре может быть белым и пушистым, а может напоминать шкуру, носимую пещерным человеком. Опять же, наша героиня надевает различные маски, а потому и различные "шкуры".

-18
-19

"Основной инстинкт 2" продолжает традицию фильмов о роковых женщинах, поэтому в нём мы находим такой предмет одежды, как белую рубашку. Дело в том, что она ассоциируется с мужской офисной рубашкой, а элементы одежды, позаимствованные женщинами из мужского гардероба часто имеют сексуальные коннотации. Как, например, футболка бойфренда, которую девушка надевает утром после того, как осталась у него на ночь. Мужская футболка на девушке в таком случае служит напоминанием о недавней близости. Та же ассоциация работает и с белой рубакой.

-20
-21

Джин Тирни в "Бог ей судья" 1945
Джин Тирни в "Бог ей судья" 1945
Кадр из фильма "Жар тела" 1981
Кадр из фильма "Жар тела" 1981
Последнее соблазнение 1994
Последнее соблазнение 1994

Так же в фильме присутствуют отсылки к религиозной тематике. Довольно опасно заявлять здесь что-то однозначно, чтобы не оскорбить чувства верующих... Тем не менее, в фильме мы видим массивный крест прям между грудью героини. Это может быть намёком на женскую природу, которая одновременно свята, даря миру жизнь, но и порочна, будучи причиной первородного греха.

-25

Помимо этого в одной из откровенных сцен во время прелюдии Кэтрин предстаёт в переливающейся рубашке сине-бирюзового цвета, который в изобразительном искусстве издавна атрибутируется Богоматери. Использование такого цвета, да и синей гаммы вообще для образа femme fatale не было характерно ранее. Можно сказать, что "Основной инстинкт 2" обогатил выразительные средства костюма ещё одним приёмом.

-26
Дева Мария
Дева Мария
-28

«Город Грехов 2. Женщина, ради которой стоит убивать» 2014г.

Эва Грин в роли Эвы в "Городе грехов 2"
Эва Грин в роли Эвы в "Городе грехов 2"

Этот чёрно-белый фильм основан на сюжете графического романа, а чёрно-белым он снят из-за стилистических и отчасти ностальгических соображений. Он подражает фильму нуар, а они все были чёрно-белыми. И в каждом из них, разумеется, была роковая женщина. В "Городе грехов-2" её зовут Эва. И даже это имя является отсылкой к кинематографу 40-ых, а именно к актрисе Аве Гарднер, поскольку английский вариант имени Эва в этом фильме пишется, как "Ava".

Эва (Ava) впитала в себя наследие всех женщина вамп Голивуда. Впервые на экране мы видим её в синем плаще, хотя весь фильм чёрно-белый. Как было сказано ранее, синий ассоциируется в христианской религии с Девой Марией. Эва - богиня Города Грехов, так о ней и говорит один из персонажей фильма. Её власть над мужчинами не знает границ и в самом деле сравнима с властью богов над человеческими судьбами.

-30

В основном она предстаёт в фильме нагой и в воде или в прозрачном халате после купания.

-31
-32

За Эву говорит не её одежда, а её глаза, загорающиеся ядовитым зелёным цветом, когда она использует свои чары, приводящие мужчин к гибели. Как и нуарные красавицы, Эва притворяется жертвой и просит разных мужчин о защите, а затем в долю секунды предает их и доводит до смерти. Победить её удаётся лишь с помощью других женщин.

Очевидной отсылкой к фильмам нуар является использование света, проходящего сквозь жалюзи. Когда снимались чёрно-белые фильмы, режиссёры старались найти интересные контрастные эффекты, чтобы придать кадрам выразительности, поскольку им не был доступен цвет. Отсюда в фильмах 40-ых столько кадров со светом, проходящим через жалюзи. Даже если вы просто начнёте вбивать в поиск слово "нуар", вскоре вам предложат добавить в запрос "дождь" и "жалюзи", поскольку это два клише фильмов нуар.

Эва Грин в фильме "город Грехов 2" 2014
Эва Грин в фильме "город Грехов 2" 2014

«Исчезнувшая» (Gone Girl) 2014г.

-34

Последним фильмом, который мы сегодня разберём будет "Исчезнувшая" Дэвида Финчера. На мой взгляд роковая женщина, представленная в нём - самая жуткая, поскольку по хитрости и лицемерию её не переплюнуть ни одной другой femme fatale.

Паутина, сплетённая вокруг мужа, блондинкой Эми - это верх изобретательности роковых женщин. В начале фильма одежда Эми не кажется нам примечательной. Платье в мелкий цветочек, джемпер в полоску, ничего особенного.

-35

-36

Но походу фильма, в сценах воспоминаний Эми и когда мы узнаём, что она инсценировала собственное убийство, она появляется в одежде зелёных оттенков. Зелёный джемпер, зелёная косынка, зелёный свитшот и т.д. В статьях, посвящённых более ранним периодам мы уже говорили о значении зелёного цвета, цвета обмана и коварства в гардеробе роковых женщин. Что ж, в "Исчезнувшей" зелёный - это основной цвет.

-37

-38
-39

Когда Эми играет жертву, она одета в белое в лучших традициях роковых женщин.

-40

Ближе к концу фильма, вернувшись домой после инсценировки собственного изнасилования и убив своего поклонника, Эми появляется в зелёной больничной одежде.

-41

Ну а в финальной сцене она носит скромное чёрное платье с белым воротничком. Это платье - аллюзия на героиню Катрин Денёв в фильме "Дневная красавица" 1967 года.

"Исчезнувшая" 2014
"Исчезнувшая" 2014
Катрин Денёв в фильме "Дневная красавица" 1967г.
Катрин Денёв в фильме "Дневная красавица" 1967г.

В нём героиня Катрин Денёв была скрытой мазохисткой и ходила работать проституткой в дом свиданий, чтобы удовлетворять свою потребность в грубом сексе. В то время, как её муж был мягок и заботлив, а потому не вызывал в неё желания. Похожий процесс происходит и в исчезнувшей. Героиня подставляет мужа, желая избавиться от него, поскольку он был недостаточно хорош, крут, силён и т.д. для неё, но затем он проявляет себя по-новому и она, видя его интервью по телевидению осознаёт, что он - то, что нужно, он может быть таким же, как она - жестоким и расчётливым... и возвращается домой.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что образ роковой женщины в XXI веке не является значимым или важным. Он всегда связан с уже накопленным кинематографом опытом и подчёркивает осведомлённость режиссёров о том, что происходило в кино до них. В плане стиля можно выделить всего один совершенно новый приём - использование религиозной символики. В остальном же стиль и образ строятся на уже известных из более ранних периодов приёмах. Самые распространённые из них:

-использование белого цвета для ложного создания образа невинности

  • чередование белого и чёрного цветов для создания противоречивости и неоднозначности характера
  • зелёный цвет, как цвет обмана
  • мех, как ассоциация с животным началом
  • открытые участки тела - для эротизации образа и намека на сокрытие правды
  • белая рубашка - как знаковый предмет одежды роковых женщин на протяжении более полувека.

Я благодарю вас за внимание и интерес к теме!

До новых встреч!