Найти тему
Николай Никулин

Так ли уж историчен сериал "Великая"?

Все привет!

Я понимаю вас и ваш праведный гнев: как может играть Орлова, Ростова - да хоть любого ..ова", - чернокожий актер. Я понимаю, какое раздражение это вызывает у российских зрителей. Но надо признать: многие недовольные сериал вовсе не смотрели, а видели лишь картинки. Да, это не фейк, и в новом шоу "Великая" с Эль Фаннинг не только вовсю цветет политкорректность, но и цветочным ковром расстелились стереотипы о России. Однако вот что нужно понимать: создатели уж точно намеренно не хотели никого оскорбить, хоть и устроили нам, откровенно говоря, исторический капустник. Это была сознательная игра со стереотипами, сознательная игра в политкорректность, имеющая исключительно одну цель: рассмешить.

Любая комедия, обратите внимание, не показывает жизнь такой, какая она есть, а несколько ее гиперболизирует: Джим Керри кривляется так, как никто не кривляется из представителей среднего класса (а представители могли бы обидеться), сериал "Чудотворцы: темные века" изображает средневековье столь комично, что реальные факты прячутся за гротескными образами. Или - не знаю, - в комедии "Один дома" такие бестолковые грабители, что впору собирать профсоюз обиженных грабителей и писать петицию.

Я не собираюсь защищать шоу, у него есть свои защитники, и повторяю: мне тоже не нравятся избитые клише, но я, будучи обозревателем, хочу донести позицию создателей. Это моя задача. Да, в учебники истории они действительно не заглядывали, а, судя по всему, лишь выступили в роли собирателей анекдотов. Однако не нужно относится к их затее крайне серьезно и проверять сюжет на наличие исторических ляпов - нет. Они сделали комедию и честно признались, что эти "события могли и вовсе не происходить".

О СЮЖЕТЕ

Николас Холт в роли Петра III принимает новоиспеченную императрицу Екатерину, закатывает пирушку, приглашает, что вполне обычно и не удивительно, музыкантов с балалайками, медведя для потехи и шумно бьет бокалы на удачу. Двор, право слово, карикатурный, даже черезчур, похоже, и Екатерина с этим согласна: нрав диковатый, в царских коридорах играют в мяч и закатывают драки, что я здесь делаю - думает она. Впрочем, нет, она благоразумная дама, в чужой монастырь со своим уставом не суется, учтиво примиряется с порядками, принимает православную веру, обещает любить Петра, каким бы он ни был. Хотя он, конечно, совсем не идеал. Но и другого Петра для нее нет - женихов не выбирают на столь высоком уровне.

Екатерина Великая - единственный герой сериала, над которым не посмеиваются создатели. Напротив, ее образ соткан из историй самоотверженных женщин, ассоциируется исключительно с силой и независимостью.

А ведь она знает философа Рене Декарта, читает французских писателей Вольтера с Дидро, несет дух просвещения - даже вот намеревается школу открыть, и женщин познакомить с науками и искусствами, да порывы ее видятся сущим вздором: во всяком случае, конкретно в представленной воображаемой стране некоего воображаемого исторического прошлого. Да, здесь на самом деле все условно - и география, и архитектура, и музыка. Сплошные стереотипы. Развесистая клюква. Но актеры стараются, комически пучат глаза и исполняют роли с надрывом. Не по-чеховски, разумеется, но что-то салтыковско-щедринское, сатирическое угадывается.

Да, мечты Екатерины были разбиты, как и сердце. Поначалу Эль Фаннинг глупенько улыбалась и сентиментально писала в дневник: Мои задачи: полюбить Петра и сделать так, чтобы он меня полюбил. Казалось, актриса играет совсем не будущую правительницу, нет, она просто до сих пор не вышла из образа Эшли из фильма "Дождливый день в Нью-Йорке".

Но и настоящую Екатерину, которая не сносит лицемерия, не терпит пренебрежительного отношения к себе, и умеет постоять за себя, нам представляют. С определенными оговорками - не будем забывать, что это комедия, а не героический эпос - однако не случайно же ее окрестили "Великой". О чем свидетельствует и название сериала.