Найти тему
Run&Roll

«Трейлы вернутся быстрее шоссейных стартов». Обсуждаем с Владимиром Волошиным будущее любительского спорта

Оглавление

Беседовал Владимир Болотин

Продолжаем наши беседы с Владимиром Волошиным в рамках проекта "Афтершок", где мы обсуждаем сегодняшние тренды, изменения спортивной индустрии и возможные пути развития любительского спорта.

Сегодня мы затронем локальный туризм, трансформацию массового спорта, новые форматы, привлекательность стартов для любителей и отношения организаторов со спонсорами.

Фото: vladimirvoloshin / instagram.com
Фото: vladimirvoloshin / instagram.com

Иностранный опыт: новые тренды, вызовы и кейсы

Начнём с хорошего. Владимир отмечает, что на прошлой неделе позитивные новости продолжили поступать от коллег из соседних стран - там открываются фитнес-клубы, смягчается режим карантина, с 1 июня в нескольких странах будут разрешены общественно-массовые мероприятия до 100 человек на улице и до 50 человек в помещениях.

Однако организаторы любительских соревнований продолжают вести себя осознанно и пока не проводят и не анонсируют гонки, пусть даже это небольшие локальные или парковые старты. По-прежнему сохраняется фокус на активное наращивание новой клиентской базы благодаря виртуальным челленджам и онлайн-стартам. И что важно - клиенты, бегуны, поддерживают этот тренд организаторов, продолжая тренироваться индивидуально, не провоцируя других нарушать режим карантина.

Массовый любительский спорт плавно трансформируется в индивидуальный любительский спорт

Одни из очевидных трендов 2020 года - "Locality", "Virtuality" и "Individuality". Уже сейчас можно предположить, что в ближайшее время акцент в бизнесе будет сделан на развитие внутреннего туризма и локального спорта - пешие тропы, походы, трейлы, кайякинг. На это влияют в том числе ограничения на перемещения между городами, регионами и странами, а также снижению доходов населения и роста цен на транспорт.

В некоторых странах уже говорят о создании акселераторов по развитию локального туризма. От этого могут выиграть все, и бизнес, и экономика - ведь выделенные государством средства на поддержку населения и предпринимателей во время карантина смогут вернуться налогами и валовым региональным продуктом обратно в казну.

Россия идёт [по росту заболеваемости и числу выздоровевших] с отставанием от других стран в три-четыре недели или даже в полтора месяца. Это означает, что при положительной динамике мероприятия и соревнования с ограничениями могут вернуться в августе-сентябре, или скорее всего в октябре.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Но если мероприятия планировались на 5-6 тысяч участников, а лимит будет не больше 1 тысячи - что делать? Кого и как выбирать, кому возвращать деньги и сколько? Таких кейсов ещё не было, и это новый удар по организаторам, очередной вызов для них.

Тут могли бы помочь регионы, где раньше благодаря забегам развивался событийный туризм. Он могут выступить заказчиками или со-организаторами соревнований. И правильным решением будет привлечь не сторонних исполнителей, а проверенные несколькими годами местные команды организаторов популярных забегов. Кредит доверия должен определять выбор подрядчика, а не дружеские связи или что-то иное.

Трансформация, финансы и спонсоры

R&R: Спорт медленно возвращается... Вот футбол разрешили, а бегать - нет. Где справедливость?

Владимир Волошин: Нет справедливости.

Нужно понимать, что предложенные Минспортом рекомендации по возвращению спортивной жизни мало применимы к любительскому спорту. Есть подозрение, что в министерстве совсем не знают про организаторов и про любителей.

Кроме того, есть стойкое ощущение, что Минспорта должно трансформироваться в агентство. Мало кто из людей в кабинетах имеет предпринимательский опыт и понимание того скольких усилий стоит организация любительских стартов.

К примеру, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, в своём посте на фейсбуке рассказывает о том, что подготовленные ассоциацией рекомендации и нормы для фитнеса по выходу из карантина не были, к сожалению, учтены в итоговом документе министерства.

А теперь вернёмся к футболу... Скажем так, это не самый популярный спорт среди населения по личной вовлеченности. Удивительно, но самый популярный вид спорта среди обычных людей в нашей стране - плавание. Дальше идут фитнес в целом, велосипед, бег - только на шестом месте (согласно социологическим опросам 2019 года - прим. R&R).

Одни из очевидных трендов 2020 года - "Locality", "Virtuality" и "Individuality"

А вот с точки зрения смотрибельности - футбол лидирует, да. Но чтобы играть в футбол существует очень много ограничений, поэтому это не массовый спорт. Так что, не считаю разрешить футбол и не разрешать бег справедливым, должно быть наоборот.

Кстати, есть мнение, что новым трендом и драйвером развития может стать уличный и дворовый спорт. Но для этого необходима инфраструктура - дорожки для бега, площадки для воркаута, придворовые стадионы. Если ничего этого не будет, то можно вообще упустить возможность приобщить людей к массовому спорту и здоровому образу жизни.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

R&R: Насколько сильно будет выражена индивидуальность в любительском спорте? Что это такое и как будет выглядеть?

ВВ: Действительно, массовый любительский спорт плавно трансформируется в индивидуальный любительский спорт. Это не страшно, не катастрофично, но единственный минус таких изменений - сложность организации соревнований в новом формате.

Что такое индивидуальный спорт и как это выглядит? Возьмём, к примеру Европу, где отменились все старты, запланированные на июнь. Зарегистрированные участники решили пробежать их индивидуально: маршруты известны, а результатами можно обменяться в сети.

Вообще, мне давно кажется, что люди будут чаще соревноваться в сети, делая подобные индивидуальные старты. Каждый сам по себе станет бегать, потом складывать свои километры на каком-либо сервисе. И это, кстати, возможность для тех платформ, которые раньше занимались регистрациями. Так что, самоорганизация бегунов для таких событий без привлечения команд организаторов - ещё один тренд. И ещё одна альтернатива онлайн-забегам.

Быстрее восстановится трейл, потому что там проще соблюдать правило социального дистанцирования

Кроме того, это возможность привлечь новичков. Потому что те, кто и так тренируется постоянно, ещё смогут потерпеть и подождать официальных легальных стартов.

Да, произойдёт индивидуализация гонок, но на какое-то время. Потом, со временем, массовость вернётся в любительский спорт, правда, пока нет понимания, когда это произойдет. Всё будет зависеть от нашего терпения, рекомендаций Минспорта и Роспотребнадзора.

R&R: И всё-таки массовые старты по-прежнему будут массовыми?

ВВ: Хороший вопрос. Да они снова будут массовыми, но неизвестно, когда они снова такими будут, да ещё и с какими ограничениями вернутся.

Тут в отличие от той же фитнес-индустрии организаторы пока не смогли объединиться в какую-то ассоциацию и выработать общую повестку, каждый на рынке по-прежнему сам по себе. А такое объединение должно происходить на уровне рейс-директоров и руководителей забегов, кто-то должен взять инициативу на себя, объединить других...

А сейчас, к сожалению, все ждут решений сверху и смотрят на Минспорта... Потом получат непонятный документ и опять будут ругать чиновников.

Так что организаторам нужно объединятся, выбирать лидера, чтобы представлял индустрию на всех уровнях власти.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

R&R: И кажется, что такое объединение, если оно возможно, произойдёт нескоро... В ситуации с трейловыми забегами такое уже было, но в целом ни к чему не привело. Ну хорошо, раз уж мы начали говорить про забеги, что будет привлекательнее для бегунов в ближайшее время - шоссе или трейл?

ВВ: Тут всё достаточно просто. Быстрее восстановится трейл, потому что там проще соблюдать правило социального дистанцирования и легче ограничивать число людей на трассе. Мероприятие можно проводить даже не в один день, а растянуть на весь уикенд. У каждого участника будет свободное время старта, трасса размечена и можно даже отказаться от волонтёров. Стартовал, пробежал, финишировал - зафиксировал результат или скинул трек, всё готово.

Минимум контактов с другими участниками и организаторами. Нет раздевалок, на старт все приходят уже переодетые, после финиша уезжают домой. Такая гибридная модель офлайн и онлайн.

Кстати, такие забеги проводились и раньше. Но особо не пользовалось спросом. Например, я сам так бегал в Ромашково. Приезжал в удобное время, обычно после работы, трасса в лесу с разметкой, пробегал, фиксировал результат и уезжал домой.

Быстрее восстановится трейл, потому что там проще соблюдать правило социального дистанцирования и легче ограничивать число людей на трассе

В городе сложнее организовать подобный пробег. Сделать даже индивидуальный старт без перекрытий дорог, проложить трассу без перекрестков и переходов, светофоров и пешеходов - практически невозможно.

Кроме того, трейл может получить новый виток развития. Могут появиться гибридные виды, например, SUP-and-Run (SUP - Standup paddleboarding, катание на досках с веслом - прим. R&R). Выглядит так: участники сперва бегут, потом плывут на доске, и снова бегут - уже на финиш... Развитие получит свимран, но будут появляться и другие новые виды, связанные с бегом. Главное, что бег будет по пресеченной местности.

R&R: Давай немного о финансах. Стоимость участия в соревнованиях возрастёт?

ВВ: Было бы нелогично поднимать сейчас цены. Поэтому мне кажется, они останутся в первое время на том же уровне. Это также связано с тем, что у потенциальных участников экономика также пошатнулась, денег лишних нет. Про повышение думать не стоит, потому что клиенты не воспримут это в положительном ключе. Цены вырастут позже, с 2021 года в рыночных условиях, из-за инфляции и увеличения стоимости работ подрядчиков их придётся скорректировать.

Кроме того, неправильно делать и понижение стоимости - затраты на организацию никуда не денутся, за всё придётся платить.

Уверен, что сейчас даже те, кто отменил гонки в 2020 году и планирует открыть регистрацию на следующий год, - цены заморозят.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

R&R: Вынужденные отмены и переносы гонок не нравятся не только участникам. Спонсоры и партнёры тоже не в восторге от такой ситуации. Что будет со спонсорством?

ВВ: Всё сильно зависит от выстроенных отношений между правообладателями и спонсорами. Надо понимать, что есть спонсоры директивные и рыночные. Директивные - это такие, которых попросили, и они просто не могут не спонсировать. Такие партнеры будут продолжать спонсировать... Конечно, это в меньшей степени касается любительского спорта.

А вот рыночные уже будут смотреть на эффективность работы с организатором, на изначально заложенные KPI: узнаваемость бренда, продукта, сервиса, увеличение клиентской базы, вовлеченность в коммуникации и потенциала продаж, рост лояльности, "шер оф войс" ("доля голоса" share of voice - показатель рекламной активности бренда, означающий долю рекламного сообщения бренда в потоке рекламных сообщений всего рынка или определенного сегмента - прим. R&R) и вообще представленность в медиа...

Основной проблемой станет сложность найти новых спонсоров без аргументации по ценности продукта. Кроме того, изменится отношение к охвату или вовлеченности. До кризиса - охват был важнее, бренды шли именно за ним. Забег массовый, с крутым маркетингом, лояльными клиентами — вот и охваты, в том числе в медиа-поле...

Сейчас все столкнулись с падением продаж, охваты будут уже не таким важным показателем. Главным теперь будет вовлеченность. Поднимутся те организаторы, которые умеют работать с аудиторией. Если аудитория качественная, пусть даже она небольшого объема, и сохранившая платежеспособность, то такие организаторы будут востребованы.

Сейчас цены будут заморожены, стоимость участия в гонках расти начнёт с 2021 года

И это хорошо видно в разрезе триатлона. Бег пострадал больше, чем триатлон — это разные целевые аудитории, и не только в России. Ведь у триатлетов выше платежеспособность, больше времени на тренировки и так далее, потому что это в основном бизнесмены, сохранившие возможности, как в финансовом плане, так и в тренировочном. Поэтому при ограниченном числе стартующих, это будет очень качественная аудитория.

При этом показатели по вовлеченности тоже изменятся. Если раньше высоким уровнем считался показатель - 6-7% от общей массы подписчиков или клиентов. Сейчас выиграют те, кто не только не растерял свою базу, но и уровень вовлеченности имеют на уровне не ниже 30%. Кто из организаторов сможет показать спонсорам такой уровень, тот и их и получит.

Теперь про отношения. Что видят спонсоры от сотрудничества с организаторами? Осталось очень много невыполненных обязательств. Поэтому часть партнёров перейдёт на 2021 год. С одной стороны, это хорошо - партнёр останется, но с другой - плохо то, что не будет нового спонсора, а значит, не будет развития проекта.

Кроме того, проблемы будут с продлением сроков работы по партнёрским контрактам. И если организаторы плохо выполняют свои обязательства, то это потеря спонсора. Это может произойти по различным причинам: плохие охваты, низкая вовлечённость, старомодные методы работы (“эксель” вместо CRM), неадекватное возможностям предложение... И у потенциальных спонсоров будет завал из предложений, плохих предложений.

Кстати, выиграть в новых условиях смогут даже маленькие, но очень поворотливые, команды, которые практически знают в лицо своих клиентов. Именно с такими предпочтут работать бренды.

Читай Run&Roll и не переключайся!