Найти в Дзене
Вита Черёмухина

Виталий Салтыков: "Не обязательно стоять на авансцене..."

Телезрители знают его как главу сыскного агентства Юрия Битова, деловые издания именуют Виталия Салтыкова «успешным бизнесменом», для кинотусовки Салтыков прежде всего режиссёр... Но в сознании большей части петербуржцев он остаётся актёром, чьи роли, будь то чеховский Вафля или евнух в «ProТурандот», не остаются не замеченными критикой. - Виталий, я знала вас как актёра, но накануне нашей встречи погуглила и удивилась - вы и музыкант, и актёр, и телеведущий, а в большей части недавно датированных инет-публикаций вас вообще называют «успешным бизнесменом». Не тесно таким разным персонажам в одном человеке? - Наоборот, одно другому помогает. Любовь к музыке, я вынес из семьи – мама пела, отец виртуозно играл на гармошке. А мама вообще мой проводник в познании жизни. Я очень рано научился читать, но не по букварю. Каждый вечер я шёл с мамой из детского садика, горели вывески и каждую вывеску я просил маму прочесть и объяснить смысл каждой буквы. От нашего дома до садика было 10 минут
Телезрители знают его как главу сыскного агентства Юрия Битова, деловые издания именуют Виталия Салтыкова «успешным бизнесменом», для кинотусовки Салтыков прежде всего режиссёр... Но в сознании большей части петербуржцев он остаётся актёром, чьи роли, будь то чеховский Вафля или евнух в «ProТурандот», не остаются не замеченными критикой.

- Виталий, я знала вас как актёра, но накануне нашей встречи погуглила и удивилась - вы и музыкант, и актёр, и телеведущий, а в большей части недавно датированных инет-публикаций вас вообще называют «успешным бизнесменом». Не тесно таким разным персонажам в одном человеке?

- Наоборот, одно другому помогает. Любовь к музыке, я вынес из семьи – мама пела, отец виртуозно играл на гармошке. А мама вообще мой проводник в познании жизни. Я очень рано научился читать, но не по букварю. Каждый вечер я шёл с мамой из детского садика, горели вывески и каждую вывеску я просил маму прочесть и объяснить смысл каждой буквы. От нашего дома до садика было 10 минут ходьбы, но дорога от садика к дому занимала ежедневно полтора два-часа. Потому что мы разбирали по буквам: П-И-Р-О-Ж-К-И, М-О-Л-О-К-О.

Когда мне было 12 лет, мама подарила мне гитару. Двенадцатиструнную! Это для меня было событие из событий. Я попросту не выпускал её из рук и очень быстро научился играть. Столько песен на ней было написано, столько историй она пережила. Я пел в спектаклях, играл на музыкальных инструментах, писал музыку для спектаклей. И через два года после окончания Театральной Академии, пошёл учиться в Консерваторию по классу вокала. Одной из причин этого шага, было то, что работа в штате ТЮЗа периодически повергала меня в депрессию. Когда ты получаешь диплом, поступаешь в театр, кажется, что сейчас-то и начнётся настоящая жизнь. Но нет. Я переиграл весь животный репертуар, даже «хвост кита» мне достался... Хотя некоторые я и до сих пор очень люблю. Особенно Пса из «Любови к одному апельсину» и уайльдовского Соловья. Но хотелось-то, как мне тогда казалось, чего-то более серьёзного и масштабного. Максимализм, понимаете ли…

В телепроекте "Гончие" Виталий Салтыков играет главу частного сыскного агентства и в последней части телеэпопеи эта роль вышла на первый план
В телепроекте "Гончие" Виталий Салтыков играет главу частного сыскного агентства и в последней части телеэпопеи эта роль вышла на первый план

- А потом вы стали бизнесменом. Как так случилось?

- Я сочинил цикл песен на стихи Игоря Григорьева, хорошего русского поэта и загорелся идеей записать альбом. Для этого нужны были деньги. Где их взять? Близкие мне помогли, но этого было мало. И я решил заработать деньги самостоятельно. Так я организовал ивент-агентство, Мы проводим самые разные мероприятия: выставки, пиар-акции, праздники, внутрикорпоративные тренинги. Цель последних выявить, кто в коллективе имеет лидерские задатки, создать уютную атмосферу, сделать так, чтобы люди полюбили свою компанию. Чтобы им было интересно приходить на работу.

Иногда приходится за один день проводить встречи с перпендикулярно разными по ментальности людьми. Согласитесь, у милиционеров, например, язык и критерии существенно отличаются от …ну, скажем, мировоззрения ITишников или строителей. Подчас мне кажется, что эта работа чем-то похожа на труд врача психиатра. В том плане, что надо терпеливо и спокойно «погрузиться» в мир ожиданий и страхов человека, который сидит напротив.

- Вам приходится работать на сцене в качестве ведущего?

Да, очень часто. Эта работа в корне отличается от работы артиста в спектакле. У артиста задача реализовать себя, показать свой внутренний мир, раскрыться. А у ведущего задача обратная раскрыть окружающих, «вести» зал.

- Виталий, часто приходится слышать, что театр – это такое служение, которое от себя не отпускает. Вы скучаете по сцене?

- У меня нет «одержимости» театром. Ну, вот ушёл, значит так надо. Жизнь течёт, как течёт. Не обязательно быть в театре. Есть общее предназначение – художник. И если ты действительно художник, ты можешь писать свои «картины» любым инструментом. Звуком. Пластикой. Словом. Свой внутренний творческий потенциал можно реализовать где угодно, хоть в работе с детьми. Необязательно стоять на авансцене.

-3

- Вы ведущий программы «Русский стиль» на телеканале «Культура». В цикле передач рассказывается об укладе жизни в дореволюционной России – купечестве, духовенстве, дворянстве. Работая над передачей, вы открыли для себя что-то новое?

Мы очень сроднились с Наташей Родомановой и со всей съёмочной группой. Очень многое мы делали по собственной инициативе, из любви к той музыке российской, которая доносится откуда-то оттуда. Сейчас её не услышишь, только разве в каких-нибудь оазисах. Время сейчас странное, вроде бы современные технологии позволяют общаться с кем угодно, но на деле общение резко сократилось и приняло куцый формат "Привет! - Как дела? - Хорошо! пока", - да и то не лично, а по интернету. Списались и всё, считается, что пообщались. А помните, как развернуто это раньше было?.. Писали письма, разговаривали.

- Мы все живём в эпоху, когда размытых норм – нравственных и языковых. Виталий, я читала, что вы играете в спектакле «Приюта комедианта» «ProТурандот», где со сцены звучит мат, да и роль у вас какая-то странная - евнух. Приходится идти на компромисс с собой?

- Мне не приходилось идти на компромиссы с собой на сцене. Не хотелось бы и дальше этого делать. А о «ProТурандот» у вас сложилось превратное мнение. Это замечательный спектакль, который мы сочиняли вместе с режиссёром Андреем Могучим. Евнухи это рассказчики, они интеллигентно комментируют происходящее и матом принципиально не ругаются! Был эпизод, когда в одном из спектаклей, мой партнёр ввернул мат в качестве импровизации. Но это прозвучало потом ещё несколько раз – и сейчас ушло из спектакля. Я вообще противник мата на сцене и в литературе. Конечно, если автор считает, что ненормативная лексика ему очень нужна, для создания эффекта достоверности, например... Тогда, наверное, она допустима. Хотя, например, Шукшин добивался этой достоверности куда более художественными способами.

А вообще эти допуски уже сделали с нашим языком что-то страшное. Как-то я случайно в день «Алых парусов» оказался в центре города. Антон Павлович Чехов, вместе с Гоголем, Достоевским и Толстым, наверное, сожгли бы все свои произведения за ненадобностью, если бы услышали речь этих выпускников.

опубликовано в журнале "Вода живая"