Телезрители знают его как главу сыскного агентства Юрия Битова, деловые издания именуют Виталия Салтыкова «успешным бизнесменом», для кинотусовки Салтыков прежде всего режиссёр... Но в сознании большей части петербуржцев он остаётся актёром, чьи роли, будь то чеховский Вафля или евнух в «ProТурандот», не остаются не замеченными критикой.
- Виталий, я знала вас как актёра, но накануне нашей встречи погуглила и удивилась - вы и музыкант, и актёр, и телеведущий, а в большей части недавно датированных инет-публикаций вас вообще называют «успешным бизнесменом». Не тесно таким разным персонажам в одном человеке?
- Наоборот, одно другому помогает. Любовь к музыке, я вынес из семьи – мама пела, отец виртуозно играл на гармошке. А мама вообще мой проводник в познании жизни. Я очень рано научился читать, но не по букварю. Каждый вечер я шёл с мамой из детского садика, горели вывески и каждую вывеску я просил маму прочесть и объяснить смысл каждой буквы. От нашего дома до садика было 10 минут ходьбы, но дорога от садика к дому занимала ежедневно полтора два-часа. Потому что мы разбирали по буквам: П-И-Р-О-Ж-К-И, М-О-Л-О-К-О.
Когда мне было 12 лет, мама подарила мне гитару. Двенадцатиструнную! Это для меня было событие из событий. Я попросту не выпускал её из рук и очень быстро научился играть. Столько песен на ней было написано, столько историй она пережила. Я пел в спектаклях, играл на музыкальных инструментах, писал музыку для спектаклей. И через два года после окончания Театральной Академии, пошёл учиться в Консерваторию по классу вокала. Одной из причин этого шага, было то, что работа в штате ТЮЗа периодически повергала меня в депрессию. Когда ты получаешь диплом, поступаешь в театр, кажется, что сейчас-то и начнётся настоящая жизнь. Но нет. Я переиграл весь животный репертуар, даже «хвост кита» мне достался... Хотя некоторые я и до сих пор очень люблю. Особенно Пса из «Любови к одному апельсину» и уайльдовского Соловья. Но хотелось-то, как мне тогда казалось, чего-то более серьёзного и масштабного. Максимализм, понимаете ли…
- А потом вы стали бизнесменом. Как так случилось?
- Я сочинил цикл песен на стихи Игоря Григорьева, хорошего русского поэта и загорелся идеей записать альбом. Для этого нужны были деньги. Где их взять? Близкие мне помогли, но этого было мало. И я решил заработать деньги самостоятельно. Так я организовал ивент-агентство, Мы проводим самые разные мероприятия: выставки, пиар-акции, праздники, внутрикорпоративные тренинги. Цель последних выявить, кто в коллективе имеет лидерские задатки, создать уютную атмосферу, сделать так, чтобы люди полюбили свою компанию. Чтобы им было интересно приходить на работу.
Иногда приходится за один день проводить встречи с перпендикулярно разными по ментальности людьми. Согласитесь, у милиционеров, например, язык и критерии существенно отличаются от …ну, скажем, мировоззрения ITишников или строителей. Подчас мне кажется, что эта работа чем-то похожа на труд врача психиатра. В том плане, что надо терпеливо и спокойно «погрузиться» в мир ожиданий и страхов человека, который сидит напротив.
- Вам приходится работать на сцене в качестве ведущего?
Да, очень часто. Эта работа в корне отличается от работы артиста в спектакле. У артиста задача реализовать себя, показать свой внутренний мир, раскрыться. А у ведущего задача обратная раскрыть окружающих, «вести» зал.
- Виталий, часто приходится слышать, что театр – это такое служение, которое от себя не отпускает. Вы скучаете по сцене?
- У меня нет «одержимости» театром. Ну, вот ушёл, значит так надо. Жизнь течёт, как течёт. Не обязательно быть в театре. Есть общее предназначение – художник. И если ты действительно художник, ты можешь писать свои «картины» любым инструментом. Звуком. Пластикой. Словом. Свой внутренний творческий потенциал можно реализовать где угодно, хоть в работе с детьми. Необязательно стоять на авансцене.
- Вы ведущий программы «Русский стиль» на телеканале «Культура». В цикле передач рассказывается об укладе жизни в дореволюционной России – купечестве, духовенстве, дворянстве. Работая над передачей, вы открыли для себя что-то новое?
Мы очень сроднились с Наташей Родомановой и со всей съёмочной группой. Очень многое мы делали по собственной инициативе, из любви к той музыке российской, которая доносится откуда-то оттуда. Сейчас её не услышишь, только разве в каких-нибудь оазисах. Время сейчас странное, вроде бы современные технологии позволяют общаться с кем угодно, но на деле общение резко сократилось и приняло куцый формат "Привет! - Как дела? - Хорошо! пока", - да и то не лично, а по интернету. Списались и всё, считается, что пообщались. А помните, как развернуто это раньше было?.. Писали письма, разговаривали.
- Мы все живём в эпоху, когда размытых норм – нравственных и языковых. Виталий, я читала, что вы играете в спектакле «Приюта комедианта» «ProТурандот», где со сцены звучит мат, да и роль у вас какая-то странная - евнух. Приходится идти на компромисс с собой?
- Мне не приходилось идти на компромиссы с собой на сцене. Не хотелось бы и дальше этого делать. А о «ProТурандот» у вас сложилось превратное мнение. Это замечательный спектакль, который мы сочиняли вместе с режиссёром Андреем Могучим. Евнухи это рассказчики, они интеллигентно комментируют происходящее и матом принципиально не ругаются! Был эпизод, когда в одном из спектаклей, мой партнёр ввернул мат в качестве импровизации. Но это прозвучало потом ещё несколько раз – и сейчас ушло из спектакля. Я вообще противник мата на сцене и в литературе. Конечно, если автор считает, что ненормативная лексика ему очень нужна, для создания эффекта достоверности, например... Тогда, наверное, она допустима. Хотя, например, Шукшин добивался этой достоверности куда более художественными способами.
А вообще эти допуски уже сделали с нашим языком что-то страшное. Как-то я случайно в день «Алых парусов» оказался в центре города. Антон Павлович Чехов, вместе с Гоголем, Достоевским и Толстым, наверное, сожгли бы все свои произведения за ненадобностью, если бы услышали речь этих выпускников.
опубликовано в журнале "Вода живая"