Заподозрить New York Times в симпатиях к правительству Реджепа Эрдогана трудно. Но американская газета считает, что именно Турция стала «kingmaker» (главное действующее лицо) в Ливии.
С помощью быстрых побед протурецкие группы отняли достижения у главы Ливийской национальной армии (ЛНА), фельдмаршала Халифы Хафтара и поставили его спонсоров — ОАЭ и Россию — перед «сложным выбором».
Серия побед сил, лояльных Правительству национального согласия (ПНС), на западе Ливии купировали амбиции Хафтара и превратили Турцию в потенциально решающую силу в «крупнейшей прокси-войне» на Ближнем Востоке, пишет Деклан Уэлш. Протурецкие силы ПНС заняли авиабазу Аль-Ватия, захватили крупный город к югу от Триполи, разрушили турецкими дронами российские системы ПВО (Панцирь). Теперь на западе Ливии доминируют силы ПНС. У Хафтара осталась только одна крепость — город Тархуна к юго-востоку от столицы.
Ход войны, в которой до ввода турецких войск, Триполи казался беззащитным перед Хафтаром, изменился.
— Это самое сильное вмешательство Турции в богатую нефтью североафриканскую страну со времен распада Османской империи более ста лет назад, — отмечает NYT.
Заголовок европейского «мозгового центра» звучит еще громче: «Ливия теперь принадлежит Турции».
Еще год назад Хафтар был в шаге от того, чтобы при поддержке ОАЭ и России взять Триполи. Теперь по центру столицы проходит победный парад с захваченным у ЛНА трофеем — системой ПВО, построенной Россией на эмигрантские деньги. Это символ «унижения двух самых влиятельных иностранных покровителей г-на Хафтара», пишет Уэлш.
Хотя победы Турции и ПНС изменили ход войны, но они еще «не решающие». Хафтар готовит крупнейшую воздушную кампанию в истории Ливии для усмирения турецких Дронов в Триполи. Однако дальнейшие шаги главы ЛНА зависят от его спонсоров в Москве, Абу-Даби и Каире. Глава МВД ПНС Фатхи Башага сообщил, что 8 советских истребителей вылетели из Сирии в Ливию на поддержку Хафтара.
Любая открытая российская военная акция будет значительной эскалацией для Москвы, которая до сих пор оказывала влияние в Ливии через наемников из группы «Вагнера». Европейский чиновник, с которым поговорила NYT, считает отправку самолетов «сигналом России Турции» с целью склонить последнюю к решению конфликта путем переговоров. После телефонных переговоров главы МИД двух стран Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу призвали немедленному прекращению огня в Ливии. Однако Хафтар проигнорировал это требование.
Мой вывод: Если Хафтар пойдет в атаку с помощью российских «мигов» и будет бомбить турецкие позиции, Эрдоган отдаст приказ — наступать до Тобрука. России придется либо в сторонке наблюдать за тем, как уничтожают его союзника, либо вмешаться — политически или военным путем. Хафтар, возможно, предложит ВКС России создать свою базу на востоке Ливии. До того момента ПНС будет пытаться отхватить насколько можно больше территорий у ЛНА.