Следует сразу отвергнуть все обвинения властей в отсутствии «креативности», «находчивости», «гибкости», и т.д. Напротив, в последних инициативах чиновников мы видим проявление растущего уровня владения приемами маркетинга, гибкого реагирования на изменение конъюнктуры, балансирования «дач» правой и «отъемов» левой. В общем – применения рекламных находок по модели «больше шума из меньших дел».
Действительно, в учебниках маркетинга давно описан классический метод «ценовой разводки» покупателей – громко объявляем о скидке с цены товара в 70 %, но перед этим тихо повышаем эту «отсчетную цену» в два раза.
Вот именно так, по учебнику, ведутся дела и с пенсиями. Вначале повышаем пенсионный возраст на пять лет – по «обоснованным финансовым соображениям», а затем «откатываем» его назад на три года – уже по соображениям «социальной заботы» о народе.
Можно было бы, конечно, обе эти меры слить в одну – повысить пенсионный возраст сразу и только на два года, но это даст только один разовый и при том скорее негативный эффект и не позволит продемонстрировать весь диапазон административной гибкости правительственных чиновников.
Немаловажно также и то, что первое – это законодательная норма в рамках широкой пенсионной реформы, а второе – просто средство приспособления к сложившейся непростой ситуации. А это означает, что вторую меру всегда можно будет объявить «временной» и быстро ее свернуть – как помеху для планомерно реализуемой «глобальной» пенсионной реформы.
Следует отметить также, что не всех этот досрочный уход на пенсию обрадует. Во-первых, раньше вышел на пенсию – меньше размер пенсии. Во-вторых, оформил пенсию – потерял право на помощь безработным (по линии пособий, других льгот). В-третьих, работодателям будет легче уволить возрастных работников.
Дальше обратим внимание на повышение некоторых социальных выплат населению. Хорошая мера, но проблема в том, что за ее рекламным представлением неизменно следует резкое снижение валютного курса рубля - и соответствующее ускорение роста цен (темпов инфляции).
Здесь, конечно, требуется большое искусство – чтобы прирост финансовых расходов государства немедленно (а лучше – и заблаговременно) компенсировался бы ростом доходов от продажи за рубли валютной выручки государства от экспорта. И соответствующим падением доходов населения, вытекающих из снижения покупательной способности национальной валюты. И оно, это искусство, у наших чиновников есть!
А креативность ярко проявилась в вопросе о вертолетных деньгах. Уже сам термин, безусловно нов и очень интересен. Правда, почему именно о вертолетных деньгах – а не велосипедных, паровозных, или иных - идет речь?
Откуда вообще берутся эти примеры разброса денег «на лету» и «на ходу»? Где это вообще было – в Омане, Уганде или в Тасмании?
Нет, говорят, в этих странах плохо с транспортными средствами. С этим много лучше – в США, и именно оттуда к нам занесло эту прорывную идею. Но разве в США помощь гражданам оказывают с применением вертолетов? Нет, как нам удалось узнать, все – много проще!
Да, в США действительно есть практика раздачи денег населению. Но как это там делается? У каждого гражданина в этой стране есть регистрация в налоговой службе и в порядке этой регистрации он сообщает фискалам свой почтовый адрес и номер своего счета в банке.
И когда власти в этой стране объявляют выплату разовых пособий своим гражданам, то они совсем не привлекают вертолеты или иные транспортные средства! Нет, они поступают куда проще: высылают бумажные чеки, в конвертах, на почтовый адрес получателя.
Таким образом в США возвращают, например, переплаты по уплате налогов - поскольку в США налоги начисляются в авансовом порядке, а пересчет бывает только по итогам года. Всего таким образом возвращают населению до 25-30 млрд.дол.
Есть и второй способ – прямые переводы на банковский счет налогоплательщика. В таком порядке в США власти выплачивают «рождественские подарки» - по одной тысяче долларов на человека. В последний раз таким образом было подарено гражданам более 90 млрд. дол.
При этом следует заметить, что если вы не платите налогов в США и не предоставляете, соответственно, номера своего банковского счета налоговым органам, то вы этих денег и не получаете. Бегать за вами никто не будет!
А можно ли и у нас делать что-то более полезное – но без «большого шума»? Можно, конечно. Можно, к примеру, освободить всех получателей низких заработков, ниже 10-15 тыс. руб. в месяц, от подоходного налога. Таких людей у нас – миллионов 20-25, а расходы бюджета на такую меру – не более 150-200 миллиардов руб. в год. Просто - копейки! А миллионы людей и их работодатели вздохнут более свободно.
Но на этом большой рекламы не сделаешь и высокой «пены» в СМИ не взобьешь – ведь во всем мире именно так давно уже и поступают. При этом в развитых странах от налогов освобождаются заработки в размере одной тысячи долларов в месяц (т.е. – примерно 70 тыс. руб.).
А поскольку рекламный эффект от такой меры уже «отработан» и никого ею уже не удивишь, то мы у нас в стране такой «мелочью» заниматься не будем.
Но зато будем и дальше педалировать «вечный позитив» по модели «один шаг вперед – два шага назад!» Задача просто в том, чтобы о первом шаге шуметь побольше, а о последующем – лучше помалкивать. Ну, мы так и делаем!