Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь исторического обзора на канале. Сегодня разговор пойдет о взаимоотношениях литовцев и русичей во второй половине 13 – 16 вв., от включения первых русских земель в орбиту Литвы (т.н. Черной Руси) до Люблинской унии – образования Речи Посполитой. В данном обзоре меня интересует такой вопрос – а было ли включение русских земель в орбиту Великого Княжества Литовского завоеванием в классическом смысле, оккупацией и т.п.
Прежде всего, немного хронологии. В 12 веке мелкие литовские князья выступали данниками и союзниками мощного полоцкого княжества. Однако, в конце это столетия Полоцкое княжество начинает слабеть. В 13 веке, особенно в его середине, полоцкие земли выпадают из сообщений летописцев Руси. Историография этого периода носит отрывочный характер. С конца 12 столетия и в начале 13 века начинаются набеги литовских племен на русские земли. Носят они, прежде всего, грабительский характер. Похватать где что «плохо лежит». Летописцы сообщают о сражениях новгородцев, смолян, черниговцев и пр. с литовцами.
В тридцатых годах 13 века в летописях еще упоминаются русские князья Новогрудка, Полоцка, Витебска и пр. Однако, уже в пятидесятых годах летописцы пишут о литовских владетелях Черной Руси и Полоцкого княжества. Повторюсь, данный период истории Белоруссии (ну или Западной части Древней Руси, это уж кому как угодно) освящен очень мало. Нет никакого четкого представления, каким образом литовские князья получили контроль над этими землями. Было ли это прямое завоевание или договоры между элитой данных русских земель и литовскими феодалами.
Так или иначе, Новогрудок почти на столетие становится столицей феодального средневекового государства – Великого Княжества Литовского. В течении следующих ста лет под власть Литовского Великого Князя попадает обширная территория Волынского, Турово-Пинского, Черниговского, Смоленского, Киевского и Переяславских княжеств Руси. В одних случаях, местные феодалы становились вассалами Великого Князя в Новогрудке (затем в Вильне), в других – князьями тех или иных древнерусских земель ставились представители литовской династии Гедиминовичей.
Так, киевским князем после включения киевщины в орбиту ВКЛ, стал сын Великого князя Ольгерда Владимир Ольгердович. Этот князь был преданным сторонником православия и русской народности. Следующий князь этой земли – Скиргайло Ольгердович, также проявляет себя не как представитель литовской оккупационной власти, а как типичный русский князь. Дальше, на киевском столе утверждается сын Владимира Ольгердовича - Олелько Владимирович. Он проводит политику предшественника и отца.
С течением времени, литовские бояре, князья, магнаты и т.п. перенимали русские обычаи и православную веру. Затем, после унии с католической Польшей и принятием католичества, знать Вильны ( Вильнюса) переходит на польский язык (постепенно). Так, представители двух влиятельнейших виленских родов, определяющих политику ВКЛ, Радзивиллы и Сапеги в 15- 16 вв. носят истинно литовские имена – Николай, Юрий, Януш, Христофор, Станислав и т.п.
Если Радзивиллы, потомки этнических литовских бояр, то Сапеги, скорей всего, или потомки обрусевших полоцких князей гедиминовичей (одного из внуков князя Гедимина) или (что скорей всего), выходцы из Смоленской земли. Так или иначе, представители элиты Великого Княжества Литовского не были апологетами литовского национального самосознания. Вильна, ставшая столицей Княжества в 14 веке, притягивала знатных людей со всего княжества.
На первых порах, литовские феодалы удерживались на престолах своих княжеств с помощью воинских контингентов с литовских лесов. В дальнейшем же, князья, имевшие литовское происхождение, черпали силы в своих новых княжествах и опирались на русских бояр и русские дружины. Так, в тридцатых года 15 столетия разразилась феодальная война за власть в ВКЛ между двумя родными братьями: Ягайло Ольгердовичем и Свидригайло Ольгердовичем. Последнего поддерживали, прежде всего, феодалы коренных русских княжеств, бояре и горожане. Особенно упорные сторонники Свидригайло находились в Полоцке, Витебске, Киеве. Замаячил проект Великого Княжества Русского. Но, не срослось.
Была ли это война национально-освободительной от гнета литовской оккупации? Нет. Никаких литовских колонистов, бояр, крупных воинских контингентов и т.п на Русь не приходило. Влияние князя в Вильне в этом плане, затрагивало высшую знать тех или иных княжеств и статус этих земель. То есть, прежде всего, недовольны Вильной были верхи русских земель и вовсе не потому, что их «национально угнетали». Выходцы из русских земель инкорпорировались в элиту Вильно, делали там карьеру (пример тех же магнатов Сапег). Все делопроизводство, летописание, официальная переписка в княжестве велись на русском языке. Это был так называемый западнорусский язык (он же старобелорусский, староукраинский). Это название позднее, искусственное. Современники называли официальный язык своего княжества – «русьский язык», «руска мова». На этом языке издавались своды законов ВКЛ – литовские статуты.
Не было все и гладко, полюбовно и т.п., как сегодня пытаются представить представители националистических кругов в Белоруси (так называемые литвины). Прежде всего, элита коренных русских земель чувствовала свое вторичное, более низкое положение по отношению к элите Вильны, Трок и пр. , хотя путь туда не был закрыт для русского феодала, как уже указывалось выше (пример Сапег).
В конце 14 века Великое княжество Литовское и Польское королевство заключают унию. По ее условиям, Великий князь Литвы Ягайло становился польским королем. Он обязался крестить свой народ в католичество. Языческая Литва крестилась и стала католической. Это стало началом конца ВКЛ.
С введением Кревской унии (1385 г., Ягайло стал королем польским) начинается процесс распространения католичества на русские земли. Ряд привилеев литовских князей дает преимущество католикам перед православными. Это касается занятия тех или иных государственных должностей, участия в управлении государством, местном самоуправлении и пр. Существовали и иные запреты: запрет на крестный ход, запрет на строительства новых православных храмов и т.д.
Именно с этого времени перед православной знать Великого княжества Литовского встает выбор: или держаться своей веры или терять влияние в суровом феодальном мире, оставаясь на обочине. Начинается процесс постепенного окатоличивания княжества. Собственный народ перестает смотреть на элиту как на своих. Ну а с принятием под давлением Польши в 1569 году Люблинской унии и образованием единой Речи Посполитой, начался и процесс ополячивания элиты княжества. Больше в землях отошедших от Княжества к Короне (на будущей Украине), меньше на оставшейся территории ВКЛ (в современных Белоруссии и Литве). Процесс ополячивания логично завершился через несколько веков. В 1696 году на съезде сейма шляхты и магнатов Речи Посполитой окончательно запрещается использование Русского (западнорусского) языка в документообороте и делопроизводстве, все переводится на польский и латынь.
Именно процесс религиозного гнета и постепенного перехода элиты княжества в другую веру, собственно и является той самой «оккупацией», про которую говорят. Это личное мнение автора обзора, свое вы можете оставить в комментариях.
Подобные обзоры на канале: Как Литва и Польша Руст от Орды спасала и почему это миф, Борьба за престолы. Брат на брата (Ягайло против Свидригайло)