Найти тему
Дело Модульбанка

Я разочаровался в концепции франшиз

Рассказывает Роман Сабиржанов, руководитель управляющей компании HotConsulting

Я продавал франшизу, но разочаровался в этом формате, поэтому пока этим не занимаюсь.

Всё началось с запуска первого хостела — это был успешный и медийный проект, мне казалось, что с ним я покорю весь мир. Но чем сложнее продукт, тем сложнее создать универсальную схему для франшизы.

Успех Сабвея и Макдоналдса в том, что это универсальные проекты, которые подходят к любым городам и странам, я же пытался выйти на рынок с узким предложением — хостелом для творческих людей.

Оказалось же, что покупателей франшиз мало интересует творчество, им нужно зарабатывать деньги. Я упустил этот момент: мне казалось, что важно дать людям что-то необычное, про деньги я и не думал, а это важнее всего.

Мне казалось, что важно дать людям что-то необычное, про деньги я и не думал, а это важнее всего

Мой хостел был известен в своем сегменте, поэтому со стороны маркетинга сложностей не было: люди сами меня находили и просили продать франшизу. Я соглашался работать не со всеми — много кого отсеивал, потому что хотел найти адекватных людей и не хотел негативных кейсов.

Я продал франшизу пяти франчайзи в разных городах, и начались проблемы с контролем. Оказалось, что продать не так сложно, сложно контролировать, как люди работают, соблюдают ли концепцию, не порочат ли имидж. Например, один франчайзи начал в хостеле вместо круассанов продавать чебуреки.

Люди покупают франшизу в надежде, что сама сеть будет развиваться, станет более узнаваемой, и это поможет им. Поэтому в какой-то момент я задумался о маркетологе и пиарщике, а это дополнительные траты.

Еще оказалось, что с хостелами сложнее, чем с автомойками и кофейнями: в среднем от момента поиска помещения до стабильной загрузки проходит восемь месяцев, поэтому не получается быстро запустить хостелы по франшизе.

В итоге все пять хостелов закрылись: франшизы я продал в 2013 году, а последний хостел закрылся в 2018 году.

Как начать продавать франшизу