Окончание
Начало Скалы, гроты и красоты. Часть первая
...Это нагромождение каменных глыб было самым крупным в окрестностях. Каменный «бастион» возвышался на мысу, образованном двумя сливающимися балками. Между каменных глыб виднелись невысокие молодые дубы и сосны, в низинках нашёл себе приют колючий шиповник.
В некоторые моменты казалось, что мы находимся внутри старой разрушенной крепости. Эту иллюзию вызывал неглубокий ров, отделявший ряд глыб на краю склона от материнского каменного пласта. По большому количеству мелких осколков, видневшихся на дне рва, можно было предположить, что здесь потрудились каменотёсы. Край массива был удобен для откалывания заготовок для жерновов.
С деятельностью мастеров по обработке камня в наших степях мы сталкиваемся постоянно. На любом сохранившемся до наших дней выходе кварцитов на поверхность всегда заметны следы их работы. Некоторые из каменных россыпей почти полностью выработаны, на них уже не найти крупных камней, а землю покрывают поросшие травой кучи осколков. Очень ценился ещё сто лет назад этот сливной кварцит, который тогда называли жерновым песчаником. Жернова из него до сих пор остаются лучшими в мукомольном деле.
Тут же мы обнаружили несколько заготовок для жерновов. Отбитый край одной из них, почти готового изделия, вызвал несколько предположений, послуживших основой рассказа Печальная история каменотёса. Нашли мастерскую в степи.
Интересный факт, который трудно объяснить с точки зрения физико-химических свойств сливного кварцита: каменотёсы предпочитали работать с «влажным» камнем, который они откалывали от массива, находящегося под слоем грунта, причём небольшой участок кварцита откапывался непосредственно перед работой. «Высохшие» же глыбы с поверхности они часто игнорировали, утверждая что их трудно обрабатывать. Насколько я знаю, это действительно справедливо для наших пористых известняков-ракушечников, но для плотнейших сливных кварцитов никакое увлажнение роли не должно играть! Но основания не верить историческим данным нет...
Найденная мастерская немного отвлекла нас от главной задачи — обследования гротов. Разбив склон на условные сектора, мы приступили к осмотру. Задача не из лёгких, типа поиска деревянной зубочистки в стоге сена. Кроме гротов, петроглифы могут встретиться и на отдельных плитах, и даже на отдельных камнях — «чурингах». В своих поисках мы опираемся на исследования, которые ведутся уже несколько веков на всемирно известном нагромождении песчаников под Мелитополем — Каменной Могиле.
На этом выходе кварцитов сразу привлекал внимание каменный козырёк, под которым виднелось несколько гротов. Место популярное, судя по современным «петроглифам», битому стеклу и мусору.
При входе в один из гротов лежала старая змеиная кожа, судя по размерам некогда принадлежавшая желтобрюхому полозу. Мы часто сталкиваемся с желтобрюхами среди кварцитов, знаем их крутой нрав и соблюдаем разумную осторожность. И на это раз я предварительно пошурудил внутри длинной веткой и прислушался. Шипения я не услышал и полез сразу в тёмный лаз.
Внутри было довольно тесно, лаз был извилистым и уходил влево под каменный массив. Я кое-как протиснулся до поворота и осветил фонариком небольшую камеру. Никаких «царапок» там не обнаружилось, но место для них было, на мой взгляд, подходящее.
Второй грот был гораздо длиннее, и поле деятельности в нём было довольно обширное. Я здорово намял себе бока, крутясь в узком пространстве и осматривая поверхности камней. Здесь было просторней, чем в первом гроте, и даже удалось сделать несколько снимков. Опять ничего...
Единственной находкой был интересный осколок кварцита, обнаруженный в дальнем углу грота, очень напоминавший те каменные инструменты, которые были найдены рядом с петроглифами в хуторе Скельновский. Я ещё раз внимательно осмотрел этот участок грота и раскопал до камня мелкий песок на дне. Никаких следов человеческой деятельности...
С трудом выбравшись из грота, я сел под небольшой дуб, растущий недалеко от каменного козырька и стал фотографировать приглянувшиеся мне сюжеты.
Через некоторое время вся группа собралась у дуба, результат у всех был одинаковый: находок не было. Но один видел косулю, второй спугнул зайца, третий восхищался вкусом шиповника, а я наснимал множество интересных снимков.
Было видно, что у всех коллег отличное настроение. А это значит, что наша экспедиция была удачной!
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!