Найти тему
БМка

По нашему "мишка", по натовски -"лань"

В далеком уже 1966 году в небе Вьетнама, где в это время шла война, появился первый в мире ударный вертолет — АН-1 «Кобра». Предназначение новой машины заключалось не в перевозке грузов и высадки десанта, или ведение разведки, а в непосредственной поддержке войск на поле боя и уничтожение противника.
Советские военноначальники поначалу скептически отнеслись к такому типу машин, как ударный вертолет. В середине 60х годов на вооружение был принят военно-транспортный вертолет МИ-8. На машину могли устанавливать блоки с неуправляемыми реактивными снарядами, а также крупнокалиберные пулеметы. Сей аппарат мог перевозить до взвода пехоты (около 30 бойцов).

открытый десантный отсек в МИ-24. Изображение взято из Яндекс.Картинки.
открытый десантный отсек в МИ-24. Изображение взято из Яндекс.Картинки.

Кабина и двигатели были закрыты броней.
Но советским военным нужен был этакий универсал — что бы не только мог перевозить десант и грузы, но и эффективно бороться с техникой и живой силой противника. В конце 60х началась разработка такого вертолета. Военные поставили задачу - создать «летающую» БМП, которая не только доставит десант в нужное место, но и, если потребуется, прикроет его огнем.
В конкурс по разработке включились два конструкторских бюро — КБ Миля и КБ Камова.
Так как на момент разработки ударной машины вертолет МИ-8 уже находился на вооружении, и было освоено его серийное производство, и большинство недочетов, которые выявились во время эксплуатации этой машины были устранены, было принято решение создавать ударный вертолет на базе МИ-8.

Ми-24. Изображение взято из Яндекс.Картинки
Ми-24. Изображение взято из Яндекс.Картинки

Корпус «восьмерки» обжали с боков, оснастили его крыльями, полностью заменили редукторы, несущий винт и трансмиссию. Крылья создавали дополнительное аэродинамическое сопротивление, снижая скорость машины, но при этом разгружали винт, и на них так же можно было повесить вооружение. В центральной части фюзеляжа находился десантный отсек, в который вмещалось до восьми бойцов в полной боевой экипировке. На новой машине было принято решение сделать шасси убирающимся, что для КБ Миля было в новинку. Все вертолеты марки МИ до этого были с неубирающимся шасси. Авиационную пушку заменили четырехствольным пулеметом калибром 12,7 мм. Данное решение позволило значительно увеличить боекомплект.

От КБ Камова в конкурсе участвовал модернизированный противолодочный вертолет Ка-25. Машина Ка-25Ш (штурмовой) получилась гораздо легче (на 7 т), но она могла выполнять только какую-то одну задачу - либо нести ударное вооружение, либо перевозить десант. Однако это не устроило военных. «Летающая» БМП КБ Миля больше понравилась : его машина могла не только доставить десант, но и подавить неприятеля огнем.
Первый опытный образец ударного вертолета, получившего обозначение МИ-24, был создан в 1969 году. Тогда же и начались испытания. Работами над машиной интересовались руководители самого высокого ранга, их держал на контроле лично руководитель страны Советов товарищ Брежнев.

Ми-24 с "верандой". Изображение взято из Яндекс.Картинки
Ми-24 с "верандой". Изображение взято из Яндекс.Картинки

Во время испытаний было обнаружено много дефектов, которые касались и работы двигателя, и систем вооружения, и устойчивости машины в полете. Военные так же остались не довольны общей компоновкой вертолета. Больше всего критики «досталось» кабине экипажа, которую прозвали «веранда». Она имела очень много стекла, но, несмотря на это, обзор у членов экипажа оставлял желать лучшего. Кабина имела очень много прямых граней, что давало многочисленные блики, которые и мешали обзору летчикам. В кабине были автомобильные двери, которые также не устраивали заказчиков. Плохо работала система управления вооружением, но, несмотря на все эти недоработки, вертолет Ми-24 был запущен в серийное производство. В войсках вертолет получил прозвище «крокодил» Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты под управлением кубинских летчиков наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя. Но по настоящему первым серьезным испытанием для вертолета стала война в Афганистане. В условия афганского высокогорья был обнаружен существенный недостаток - недостаточный КПД несущего винта. Для решения данной проблемы нужно было повышать мощность двигателя. Конструкторам удалось довести статическую высоту до 2,1 тыс. метров.

Ми-24 в Афганистане. Изображение взято из Яндекс.Картинки
Ми-24 в Афганистане. Изображение взято из Яндекс.Картинки

Так же в Афганистане машина столкнулась с переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Вертолет просто был беззащитен от них. После этого на машины стали устанавливать автоматы для отстрела тепловых ловушек. Помимо этого на Ми-24 были установлены станции оптико-электронного подавления (СОЭП) «Липа». Нагреватели и система зеркал, находящиеся в ее вращающейся головке, создавали помехи для головок самонаведения (ГСН) ракет, что значительно снижали вероятность поражения вертолета. Еще было установлено специальное оборудование для снижения температуры выхлопных газов двигателя.

вооружение, устанавливаемое на МИ-24. Изображение взято из Яндекс.Картинки.
вооружение, устанавливаемое на МИ-24. Изображение взято из Яндекс.Картинки.

Специальная конструкция смешивала их с холодным воздухом, что уменьшало температуру на 60%. Все эти меры увеличили живучесть вертолета. Машины оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали военные колонны. После распада СССР вертолеты использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 использовались по обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один. Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 уничтожил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии. Использовался этот вертолет и в Приднестровье. Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании.

Ми-24 Федеральных сил в Чечне. Изображение взято из Яндекс.Картинки.
Ми-24 Федеральных сил в Чечне. Изображение взято из Яндекс.Картинки.

За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины. Ми-24 активно использовался во время балканских войн, во время операции по принуждению Грузии к миру (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. Украинские правительственные войска активно использовали Ми-24 на первых этапах гражданской войны на Донбассе. Украинцы пошли дальше всех — они использовали вертолеты, перекрашенные под миротворчесские силы ООН. После того, как ополченцы сбили 4 вертолета, пыл военных подугас.

В настоящее время этими вертолетами вооружены более чем 50 армий мира.

-7