Практически сразу после появления игр серии StarCraft и WarCraft их разработчика, компанию Blizzard Entertainment, стали обвинять в плагиате. Обе игровые линейки в самом деле имеют массу общего с игровыми вселенными Warhammer 40 000 и Warhammer Fantasy.
К примеру, одна из основных рас в StarCraft — зерги, насекомоподобные существа. Ими управляет Сверхразум (Overmind). В Warhammer 40 000 есть очень похожая раса тиранид, которыми управляет Разум Улья (Hivemind). В обоих случаях речь идёт о биоцивилизации, не применяющей технику. И зерги, и тираниды путешествуют по космосу целым флотом, состоящим из специально выращенных живых кораблей. Эти флоты поглощают целые миры, выедая всё на поверхности планеты.
Отдельные юниты обеих рас не обладают собственным разумом. Основное преимущество перед прочими расами сеттинга — быстрое размножение. С этим связана и одинаковая игровая стратегия, состоящая в заваливании врага большим количеством дешёвых юнитов. И зергам, и тиранидам свойственны постоянные мутации, делающие их опасным и непредсказуемым противником.
Но одной расой сходство между сеттингами не ограничивается. В WarCraft людям противостоят зеленокожие орки, как и в Warhammar Fantasy. Основная ударная сила людей в StarCraft — пехотинцы в силовой броне, выполняющей также функции скафандра. На поле боя присутствуют и шагающие роботы. Получается полная аналогия со спейсмаринами и боевыми роботами из Warhammer 40 000.
Много общего также между эльдар из Warhammer’а и протоссами StarCraft’а. В обоих случаях это долгоживущие расы с невысокой рождаемостью, древние и могущественные, обладающие псионическими способностями.
Неужто игроделы из Blizzard Entertainment и в самом деле просто скопировали сеттинг игровых миров Вархаммера? Не всё так просто. На самом деле создателей «Молота войны» (так переводится слово Warhammer), то есть компанию Games Workshop, точно также можно обвинить в плагиате. Ещё в 1950-е были изданы фантастические произведения, в которых описаны космодесантники в силовой броне, воюющие с насекомоподобными инопланетянами, а также кровопролитные войны между людьми и орками. Речь идёт о книге Хайнлайна «Звёздный десант» и трилогии Толкиена «Властелин колец».
Правда, у зергов и тиранидов есть одно качество, отличающее их от арахнидов из книги Хайнлайна. Они обладают возможностью проникать в людские и прочие сообщества, тайно размножаясь внутри социума. Так действуют генокрады у тиранидов и зерг-вирус у зергов. Но и это изобретение не было придумано авторами сеттинга Warhammer 40 000, а позаимствовано из известной кинофраншизы «Чужой». Кстати, арахниды в фильме 2004 года «Звёздный десант: Герой федерации», тоже научились этому способу ведения войны.
Ну и наконец, шагающие боевые роботы были изобретены очень давно. Ещё в романе «Паровой дом» Жюля Верна, написанном в 1880 году, фигурировали механические слоны, приводимые в движение энергией пара. Можно также вспомнить «боевые треножники» марсиан из «Войны миров» Герберта Уэллса. А самым популярным современным сеттингом с огромными боевыми роботами стал BattleTech. Одноимённая настольная игра впервые вышла в 1984 году.
Отдельно нужно сказать про орков и эльфов, фигурирующих в обеих сеттингах Warhammer’а. Разумеется, первоисточником были книги Толкиена. Но потом бессмертные (или просто долгоживущие) эльфы и воинственные орки стали непременным атрибутом жанра фэнтези — как книг, так и настольных (а потом и компьютерных) игр, фильмов и т.д. Причём орки, которые у Толкиена были похожи на людей, у последующих авторов обрели зеленую кожу, могучее телосложение и торчащие клыки. Именно таковы орки из Warhammer Fantasy и WarCraft’а.
Из всего вышесказанного следует, что обе компании не занимались плагиатом, а черпали образы и информацию из общей информационной среды, созданной классиками мировой фантастики и фэнтези.