Найти тему

Огнеупорные: 3 невероятных пожарных автомобиля

Mercedes-Benz Nürburg 460 Kraftfahrspritze

Модель Nürburg 460 была разработана в 1928 году Фердинандом Порше. Элегантный лимузин с рядным восьми­цилиндровым двигателем позици­ониро­вался как конкурент Horch 8, однако из-за старомодной «высокой» рамы не пользовался ожидаемой популяр­ностью у состоятельных господ. Но Mercedes-Benz не был бы собой, если бы не превратил недостатки своей машины в преимущества.

Высокий клиренс позволял Nürburg 460 проезжать там, где отсут­ствовали дороги, поэтому на шасси W08 было построено несколько много­функциональных автомобилей. В том числе 9 специ­альных машин для противо­пожарных служб Лиссабона (Португалия), где после революции 1926 года установилась военная диктатура. Пожарные лимузины были оснащены 350-литровыми баками с водой, мощными насосами, 100-метровыми шлангами, а также раскладными лестницами, закреплёнными на боковинах кузова.

Просто для понимания: представьте себе пожарный S-класс в 2020-м...

ЗиЛ-Sides VMA-30

-2

В Советском Союзе тоже хватало удивительных пожарных машин. Например, Зил-Sides VMA-30, который был создан ВО «Внештехника» совместно с французской фирмой Sides.

Под массивным кузовом скрываются рама и двигатель ЗиЛ-131. Согласно проекту, кузовные панели должны были быть стеклопластиковыми, но ради большей надёжности и огне­упорности их всё же сделали металли­ческими. Из-за этого автомобиль получился тяжелее, чем планиро­валось. И это во многом отпугнуло потенциальных покупателей модели — да ещё и вкупе с большим ценником.

Построили всего два экземпляра VMA-30, один из которых возглавлял колонну советской пожарной техники на Олимпиаде-80. После Игр чудо-ЗиЛ поступил на службу в пожарную часть Москов­ского района Ленин­града, где проработал до начала 90-х годов, пока у него не сломался двигатель. Прямую замену искать ему не стали, потому что потребность в массивном пожарном грузовике в городе была мизерной.

Однако у VMA-30 много интересных решений: кабина для пожарных с пластиковыми стульями (чтобы те меньше пачкались и не рас­сыхались от влаги и пожарной робы, как деревянные), иностранные насосы высокого давления, французские фары Cibie. Даже жаль, что советско-французский проект так и не выстрелил.

Big Wind

-3

Поскольку в мире существует множество нефтяных место­рождений, потребность в специ­ализиро­ванной технике, которая поможет потушить пожар на скважине, существо­вала примерно всегда. Апофеозом инженерной мысли стала машина Big Wind, созданная в дружественной Болгарии в 1991 году. Правда, придумывали машину не для СССР, а для Кувейта.

Big Wind представлял собой шасси танка Т-34, на котором распо­лагалось два турбореактивных двигателя РД-25-300 от истребителя МиГ-21. Над соплами двигателей размещались три форсунки, которые, подавая воду на турбо­реактивные струи, образовывали газоводяную смесь. Такой поток не только лишал очаг возгорания кислорода, но и тут же охлаждал его. В среднем на ликвидацию одного возгорания на скважине Big Wind тратил всего 10–15 минут!

Для управления этой колесницей требовалось три человека: водитель, оператор и наводчик, которому в кабине места не нашлось: пришлось догонять Big Wind пешком. Благо, ехала машина небыстро: эксплуатаци­онная скорость — 5 километров в час.

Пожарный транспорт
0