Mercedes-Benz Nürburg 460 Kraftfahrspritze
Модель Nürburg 460 была разработана в 1928 году Фердинандом Порше. Элегантный лимузин с рядным восьмицилиндровым двигателем позиционировался как конкурент Horch 8, однако из-за старомодной «высокой» рамы не пользовался ожидаемой популярностью у состоятельных господ. Но Mercedes-Benz не был бы собой, если бы не превратил недостатки своей машины в преимущества.
Высокий клиренс позволял Nürburg 460 проезжать там, где отсутствовали дороги, поэтому на шасси W08 было построено несколько многофункциональных автомобилей. В том числе 9 специальных машин для противопожарных служб Лиссабона (Португалия), где после революции 1926 года установилась военная диктатура. Пожарные лимузины были оснащены 350-литровыми баками с водой, мощными насосами, 100-метровыми шлангами, а также раскладными лестницами, закреплёнными на боковинах кузова.
Просто для понимания: представьте себе пожарный S-класс в 2020-м...
ЗиЛ-Sides VMA-30
В Советском Союзе тоже хватало удивительных пожарных машин. Например, Зил-Sides VMA-30, который был создан ВО «Внештехника» совместно с французской фирмой Sides.
Под массивным кузовом скрываются рама и двигатель ЗиЛ-131. Согласно проекту, кузовные панели должны были быть стеклопластиковыми, но ради большей надёжности и огнеупорности их всё же сделали металлическими. Из-за этого автомобиль получился тяжелее, чем планировалось. И это во многом отпугнуло потенциальных покупателей модели — да ещё и вкупе с большим ценником.
Построили всего два экземпляра VMA-30, один из которых возглавлял колонну советской пожарной техники на Олимпиаде-80. После Игр чудо-ЗиЛ поступил на службу в пожарную часть Московского района Ленинграда, где проработал до начала 90-х годов, пока у него не сломался двигатель. Прямую замену искать ему не стали, потому что потребность в массивном пожарном грузовике в городе была мизерной.
Однако у VMA-30 много интересных решений: кабина для пожарных с пластиковыми стульями (чтобы те меньше пачкались и не рассыхались от влаги и пожарной робы, как деревянные), иностранные насосы высокого давления, французские фары Cibie. Даже жаль, что советско-французский проект так и не выстрелил.
Big Wind
Поскольку в мире существует множество нефтяных месторождений, потребность в специализированной технике, которая поможет потушить пожар на скважине, существовала примерно всегда. Апофеозом инженерной мысли стала машина Big Wind, созданная в дружественной Болгарии в 1991 году. Правда, придумывали машину не для СССР, а для Кувейта.
Big Wind представлял собой шасси танка Т-34, на котором располагалось два турбореактивных двигателя РД-25-300 от истребителя МиГ-21. Над соплами двигателей размещались три форсунки, которые, подавая воду на турбореактивные струи, образовывали газоводяную смесь. Такой поток не только лишал очаг возгорания кислорода, но и тут же охлаждал его. В среднем на ликвидацию одного возгорания на скважине Big Wind тратил всего 10–15 минут!
Для управления этой колесницей требовалось три человека: водитель, оператор и наводчик, которому в кабине места не нашлось: пришлось догонять Big Wind пешком. Благо, ехала машина небыстро: эксплуатационная скорость — 5 километров в час.