Найти в Дзене
Александра Жидких

Почему кризис Covid-19 заставит Великобританию переписать экономический свод правил

В изменившемся политическом ландшафте одобрение Казначейством мер жесткой экономии привело к его маргинализации.

На прошлой неделе в The Telegraph была опубликована статья об опционах Казначейства, в которой был указан возможный путь сокращения дефицита бюджета, вызванного коронавирусом, который, согласно прогнозам, достигнет £ 337 млрд.

Были приняты такие радикальные меры, как повышение подоходного налога и других крупных сборов, отказ от защиты государственных пенсий и введение двухлетнего замораживания заработной платы в государственном секторе. Просочившиеся предложения, которые были задуманы не как план на будущее, а как варианты для министров, были встречены хором ужаса. 

Тем не менее, несмотря на все потрясения, особенно среди левых, запрограммированных на предвосхищение “Тори-сокращений”, более поразительно, как теперь появляются эти рекомендации. Все - от Института свободного рынка Адама Смита, до Бориса Джонсона, до самого казначейства, которое признало в просочившемся документе, что канцлер Риши Сунак примет гораздо более высокий уровень долга, признает, что строгая экономия не является насущной проблемой, которая, похоже, была в 2010 году. 

Главный архитектор потерянного десятилетия с тех пор, бывший канцлер Джордж Осборн, все еще призывает к серьезному сокращению расходов после того, как первая фаза кризиса пройдет. Но он является несколько одинокой фигурой: энтузиазм по поводу сокращений на правой стороне политического спектра поразительно снижается. В отличие от 2008 года, когда консерваторы быстро перешли от поддержки расходных планов лейбористского правительства к строгой экономии, партия сегодня кажется более неуверенной в своей реакции на гораздо более серьезный кризис. 

Помимо первой фазы чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, консервативная сторона не имеет единого мнения о сохраняющихся масштабах и масштабах государственного вмешательства. Формирующаяся правоцентристская тенденция подчеркивает необходимость инвестиций в окружающую среду , в то время как шумная фракция свободного рынка требует снижения налогов в стиле Трампа независимо от вовлеченных заимствований. Ничто из этого не указывает на достижение консенсуса в отношении сокращения дефицита. Это открытая тайна, что ни Джонсон, ни ближайшие к нему советники не придают большого значения традиционному взгляду на государственное финансирование, в котором предполагается, что налоги необходимы для оплаты государственных расходов.

На фоне всего этого, независимая власть и влияние казначейства, основного Института экономической политики страны, выглядит довольно уменьшенным. Саджид Джавид, канцлер, более склонный отклоняться от № 10 по вопросу о расходах, был в целом удален до кризиса и заменен политиком, который, как широко считалось, был более сговорчивым к премьер-министру и его окружению. 

Когда-то доминировавшая в Британской экономической политике “казначейская точка зрения” была отброшена. Это был символ веры, глубоко укоренившейся в течение многих поколений чиновников, что государственные расходы принципиально не влияют на экономику, а любое увеличение государственных расходов просто “вытесняет” деятельность частного сектора. Как следствие этого, главной задачей казначейства было просто сбалансировать бухгалтерские книги. 

По-видимому, невосприимчивая к прогрессу в экономическом мышлении, точка зрения казначейства жила в народной мудрости, выраженной одним бывшим вторым постоянным секретарем, что департамент был в первую очередь там, чтобы “ остановить происходящее ”. Мысль о том, что правительство может быть необходимо для начала происходящего, всегда преуменьшалась. Тем не менее, здесь тот же самый институт председательствует, возможно, самое большое государственное вмешательство в истории мирного времени Великобритании – и даже вынужден расширить поддержку, которую он предлагает.

Но авторитет казны был ослаблен еще до того, как ударил Ковид-19. Государственная поддержка жесткой экономии истощилась в течение десяти долгих, затянувшихся лет, поскольку принесенные жертвы и видимый упадок государственного сектора не смогли обеспечить повышение уровня жизни. Переворот лейбористов от поддержки” более мягких " мер жесткой экономии к прямой оппозиции помог сформировать политический аргумент. И Тереза Мэй, и Джонсон обещали положить конец жесткой экономии, причем последний опирался на непокорную казну, чтобы обеспечить увеличение расходов в преддверии выборов в прошлом году. 

Однако критика этого института зашла дальше, чем его поддержка катастрофического сокращения расходов. Взяв пример с бывшего теневого канцлера Джона Макдоннелла , консерваторы еще до начала пандемии пообещали переписать “Зеленую книгу " казначейства, свод правил, который устанавливает параметры инвестиционных решений правительства. Для того чтобы проект был осуществлен, он должен соответствовать строгим критериям, изложенным здесь. Заявленная цель, конечно же, состоит в том, чтобы не допустить растраты государственных денег на инвестиционные проекты white elephant. 

Но общий эффект, как показали экономисты Диана Койл и Марианна Сензье, заключается в смещении инвестиционных решений казначейства в сторону Лондона и юго-востока. Настаивая, как это делает Зеленая книга, на том, что проекты должны оцениваться на основе существующих рыночных цен и экономической активности, правительственные решения об инвестициях в конечном итоге концентрируют его в областях существующего относительного успеха. В последние годы, как показывает ИППР show, this has meant Yorkshire receives £511 per head in transport funding, while London receives £3,636. Такого рода неравенство является результатом не отдельных политических решений, а институциональных структур, которые работают в определенном направлении в течение длительного периода времени, что приводит к хронической предвзятости.

Таким образом, мы не можем видеть возвращения в сокровищницу древних. Аргументы в пользу возвращения к строгой экономии начинаются с критически более слабого места, чем в 2010 году, и сам институт выглядит более политически уязвимым, чем когда-либо. У лейбористов есть возможность перехватить идеологическую инициативу, способствуя формированию нового консенсуса относительно роли государства в экономике. Возможно, как я утверждал в докладе для общего богатства Правительство Джасинды Ахерн может предоставить модель, проведя капитальный ремонт новозеландского казначейства, чтобы обеспечить первый в мире “бюджет благосостояния". Бывший глава государственной экономической службы Гас О'Доннелл также относится к числу тех, кто в настоящее время настоятельно призывает использовать гораздо более широкие и значимые показатели экономического успеха. Не следует ожидать возвращения к старым способам мышления и работы.