Введение
Всем доброго времени суток! После того, как было решено делать первые шаги в сторону такси, мне нужно было определится в каком классе работать и каким способом получать свой заработок от таксопарка. Понятное дело, что смотреть выше чем на класс Эконом я не мог, так как работать на более дорогих машинах было немного страшновато. Была боязнь намного завышенных стандартов и требований классов повыше (Комфорт, Комфорт+, про Бизнес и выше я тогда вообще не думал), а также их пассажиров, что на самом деле является ложной мыслью. На тот момент меня можно было отнести к тому «сброду», про который я писал прошлой статье. Именно тариф Эконом считается начальной школой российского таксиста, кто-то остается в нем работать на «постоянку», а для большинства — это первая ступенька в движении к «таксишному олимпу», в сторону Business и VIP перевозок. В самом начале я думал, что стать таксистом очень сложно, ведь знание города у меня было нулевое, да и автомобиль я водил фактически только в области, по московским пробкам никогда не ездил. Однако поход в офис Uber меня в этом разубедил. Достаточно было посмотреть мультик, как пользоваться приложением, по этому мультику пройти элементарное тестирование, и ты официальный водитель данной платформы. Если ты знаешь как пользоваться навигатором, считалось, что ты знаешь город и готов выходить на линию.
Варианты расчета водителя и таксопарка
В то время я знал только о двух способах: это аренда автомобили и работа 50 на 50. В дальнейшем этот список был расширен (включались или исключались мойка и топливо из собственных трат) и дополнен работой на зарплату (по факту оказалась сдельная работа с выполнением плана), а также сам на себя на собственной машине. Забегая вперед, скажу сразу, что каким бы способом таксист не взаимодействовал с парком, в 90% случаев это была серая схема без официального трудоустройства. Чтобы начать работать на аренде, нужно было вносить в кассу таксопарка «депозит», который на тот момент составлял 10 000р. У меня тогда в свободном обращении таких денег не было, так как младенец с неработающей женой + аренда квартиры + платежи по кредитам + задержка с расчетом на старой работе держали меня в узких финансовых рамках. Соответственно я остановился на варианте 50 на 50, тогда других вариантов я не мог себе позволить.
Особенность первой схемы
Особенностью данной схемы взаимоотношений является то, что водитель не платит таксопарку аренду за автомобиль, а получает только 50% от выручки с вычетом процентов. Некоторые парки брали расходы на мойку и заправку на себя, кто-то возлагал это на водителей, третьим же вариантом была компенсация половины этих затрат при предъявлении чеков. В моем случае был именно третий вариант. Если бы все заказы были за наличный расчет, то у водителей не было бы никакой головной боли по поводу получения «честно заработанного безнала». А с его расчетом и получением могли возникать проблемы:
1) С агрегатора, в моем случае на тот момент UBER деньги по безналу приходили 1 раз в неделю по четвергам.
2) В безнал входили не только деньги с банковских карточек клиентов, но и бонусы и доплаты за промокоды, акции, отмененные заказы, цели.
3) Эти деньги приходили одной платежкой на весь таксопарк, без указания сколько кто из водителей заработал. Этим разделением занималась бухгалтерия, которая не очень торопилась быстро выдавать эти деньги.
Другой более интересный вариант для водителей был, когда ему было не важно какие заказы (нал или безнал) он накатывал за смену, а в конце рабочего дня из наличных денег всегда забирал свою половину. Если наличных было меньше, чем половина выручки, но в следующую смену он мог забрать оставшиеся деньги из привезенной кассы, при условии, что в этот раз удача с бумажными деньгами была на его стороне. Либо просто ждать дня выплаты безнала, который парк обналичивал сам и раздавал через доверенных лиц под роспись в «серой тетрадке». Взаиморасчёт по поводу штрафов ПДД и небольшого кузовного ремонта производился в этот же момент.
Расчет и неутешительный итог
Расчет заработка для меня был достаточно простым т.к. я по началу «катал» только UBER (это именно американский, настоящий, но тот, что сейчас под маской скрывает Яндекс. Такси). У него была фиксированная комиссия 20% с заказа. При выручке в 10 000 руб. комиссия UBER составляла 2 000 руб. Из оставшихся 8 000 руб. парк забирал 4 000 руб. и компенсировал мне 50% стоимости потраченного бензина и мойку. На тот момент это было в районе 1 000 руб. на тот момент меня все устраивало, так как в неделю я клал себе в карман, 15 000 руб. без дополнительных затрат. Однако график работы у меня был достаточно адовый: либо каждый день по 12 часов, либо сутки через сутки. С учетом того, что дорога в таксопарк занимала у меня туда-обратно 2 часа, то фактически мое нахождение дома сводилось к еде и сну, но зато стабильный приход наличных средств помог моей семье вылезти из долговой ямы и начать копить. Тем более я за рулем, как казалось, не уставал, кайфовал, наслаждался новыми ощущения от работы с людьми. Но так не могло долго продолжаться, ведь ресурсы организма не бесконечно. Накопленная усталость дала о себе знать и со мной случилось мое первое серьезное ДТП. Но об этом я расскажу в следующей статье.