Найти тему
Валерия Вербинина

Вся Агата Кристи: 4 романа о миссис Оливер и Эркюле Пуаро

Сегодня в моем обзоре — четыре романа об Ариадне Оливер ("Миссис Макгинти с жизнью рассталась", "Бледный конь", "Третья девушка", "Вечеринка в Хэллоуин") и три романа вне циклов ("День поминовения"/"Сверкающий цианид", "Горе невинным" и "Ночная тьма").

Хотя писательница миссис Оливер у исследователей не считается персонажем, вокруг которого строится действие, они в корне не правы. Миссис Оливер тоже участвует в расследовании и порой даже пытается действовать как сыщик (впрочем, без особого успеха), а все лавры обычно достаются ее знакомым (почти всегда это Эркюль Пуаро).

Миссис Оливер впервые эпизодически появляется в одном из рассказов цикла о Паркере Пайне (1934), но по-настоящему она разворачивается в романе "Карты на столе" (1936). После долгого перерыва она вновь появляется в романе о миссис Макгинти (1952). Затем следуют "Причуда мертвеца" (1956), "Бледный конь" (1961), "Третья девушка" (1966), "Вечеринка в Хэллоуин" (1969) и "Слоны умеют помнить" (1972).

Я люблю миссис Оливер за то, что это книжное воплощение самой Агаты Кристи — вернее, то, что писательница сочла нужным сообщить о себе, причем нередко речь идет о ее работе, что вдвойне интересно. (Никогда не ставьте знак равенства между прототипом и персонажем — это большая ошибка. Прототип всегда служит только отправной точкой для создания образа, и фантазия легко может увести автора за тысячи галактик от физического прототипа — говорю как автор).

"Миссис Макгинти с жизнью рассталась" (1952)

…я легко вводил его в заблуждение, не произнося при этом ни слова лжи…

Это Пуаро говорит о Гастингсе, но то же самое могла Агата Кристи сказать о своем читателе.

Убита уборщица, и Эркюль Пуаро… Как, восклицает читатель, уборщица! Но куда подевались лорды, американские миллионерши, на худой конец — хваткие старые бизнесмены, восстановившие против себя всех членов своей многочисленной семьи (чтобы было побольше подозреваемых)?

Увы, послевоенные реалии были таковы, что подобные герои фактически исчезли, как некогда динозавры. Нищета, карточки на еду, черный рынок — вот с чем пришлось столкнуться англичанам после войны. И Агате Кристи скрепя сердце пришлось писать об убийстве уборщицы.

Тем не менее это очень хороший роман, и я без колебаний включаю его в список ее лучших книг. Особенно хороша в нем миссис Оливер, которая по ходу дела рассуждает о своем герое — финском сыщике Свене Хьерсоне (пародии на Пуаро):

Откуда я знаю, почему я произвела на свет Божий такого мерзкого типа? Наверное, у меня ум зашел за разум. Почему вообще он финн? Я ни черта не знаю о Финляндии. Почему вегетарианец? Почему у него такие идиотские манеры? Уж так вышло — вот и все объяснение.

"Вилла "Белый конь"/"Бледный конь" (1961) Единственный роман, где миссис Оливер действует без Пуаро.

"Всегда предполагаешь худшее. Это очень успокаивает нервы. Сразу же возникает чувство, что на самом деле не может все быть так плохо".

В какой-то момент почти всех авторов соблазняет идея совместить разные жанры, и в данном случае Агата Кристи попыталась совместить мистику и детектив. В итоге (как чаще всего и получается) не вышло ни то, ни другое. Отдельные моменты хороши, хороша и миссис Оливер, но к числу удач этот роман не отнесешь.

"Третья девушка" (1966) К Пуаро приходит девушка и говорит, что, кажется, совершила преступление, но ничего об этом не помнит. Не назвав свое имя, она ретируется, и Пуаро приходится приложить усилия, чтобы отыскать ее — а поможет ему в этом миссис Оливер.

Роман портит то же, что портит и значительную часть поздних книг Кристи — ее стремление выпятить, подчеркнуть свое неприятие действительности. Ей и в самом деле было неуютно в мире, где нельзя было дрессировать прислугу вставать в четыре утра, где богатых (в том числе ее саму) обложили серьезными налогами, и где неуместно было демонстрировать свое социальное превосходство. С симпатией она может писать только о стариках, а молодежь кажется ей грязной, чужой и нередко — опасной.

И довольно неожиданная цитата из романа — по поводу Италии и двух мировых войн:

"В одной войне итальянцы были нашими союзниками, в другой они выступали против нас. Право, не знаю, что было хуже!"

"Вечеринка в Хэллоуин" (1969) Роман посвящен Вудхаузу, причем Агата Кристи заодно признается в любви к его книгам — это очаровательно.

Во время празднования Хэллоуина убита девочка-подросток. Миссис Оливер призывает на помощь Эркюля Пуаро, чтобы он расследовал это дело.

Рискну предположить, что тема романа была навязана издателями для того, чтобы прочнее закрепить успех среди американской аудитории. Сам роман — вторичный и полон самоповторов. О навязчивом автора стремлении подчеркнуть свое неприятие действительности я уже писала выше.

"Вам приходилось есть сочное красное яблоко и натыкаться в самой сердцевине на мерзкого червяка? Многие человеческие существа походят на такое яблоко — особенно в наши дни".

Почему "особенно в наши дни"? Это, извините, было всегда, и 60-е в этом плане ничем не отличаются от любых других эпох.

Теперь упомяну о трех романах, в которых миссис Оливер отсутствует. В них также нет ни Пуаро, ни мисс Марпл, и даже нет Томми с Таппенс — бедолаг, которые совершенно пропали в тени своих знаменитых соседей.

"Горе невинным" (1957) Человек был осужден за совершенное им преступление и умер в тюрьме. А затем появляется свидетель, который подтверждает его алиби…

Это один из романов, в которых многообещающая завязка спотыкается о реальность и валится с грохотом. Дальше в абзаце спойлер!!! Коротко говоря, если осужденный действительно был таким малодушным подлецом, каким его описывают, он должен был уже на втором допросе сдать свою сообщницу с потрохами. И не просто сдать, а заявить, что она все придумала, а он ее отговаривал.

"День поминовения"/"Сверкающий цианид" (1944) Красавица Розмари погибла год назад — как считается, покончила с собой. Однако ее родные сомневаются в том, что это было самоубийство…

Когда автор берет собственный рассказ (в данном случае "Желтые ирисы") и переделывает его в роман, это, скажем так, редко приводит к созданию шедевра. Но Агата Кристи сделала упор на психологические моменты, и оттого под настроение роман читается не без интереса — хотя люди, которые не любят мелодраму, могут счесть, что ее тут многовато.

"Она всегда шикарно одевается. На ней было платье от Скьяпарелли" — это уже не первый раз, когда мне попадается у Агаты Кристи имя яркого дизайнера Эльзы Скьяпарелли. Живи я в то время, я бы, наверное, тоже упоминала именно ее.

"Ночная тьма" (1967) Это еще один случай автоплагиата — роман, который Агата Кристи переделала из собственного рассказа ("Дело смотрительницы"), но гораздо менее удачный. Получилось мелодраматичное и отчасти нелепое повествование о богатой наследнице, которую окрутил хитрый дальновидный бедняк. (Кто узнал фабулу "Смерти на Ниле", тот молодец). Интересно отметить, что в оригинальном рассказе присутствовала мисс Марпл, которой в романе нет — зато появились другие персонажи, но не сказать чтобы сильно интересные.