В свое время лодки Обь выпускались в двух вариантах: с пологим форштевнем (Новосибирские), и с крутым (Горьковские). Почему-то считалось, что новосибирские лодки лучше. Хотя тут единого мнения не было.
Зато все сходились в одном: моторки "Обь" были самыми мореходными в своем классе.
Корпус Оби изготавливался из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5-2 мм, а собирался по самой "авиационной" технологии - методом клепки.
В описании значилось: "Обь имеет остроскулый глиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с сужением кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу. Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-Були длиной по 2,5 м."
Попытку повторить успех легендарной лодки предприняла судоверфь RB Boat. Но сделала её не из дюралюминия, а из стеклопластика.
В гамме лодок RB Boat есть три модели на основе Оби:
Обь 1 - имеет закрытый плоский носовой бак с полезным пространством под ним, проем из кокпита. Румпельное управление.
Обь 1 Fisher - имеет закрытый плоский носовой бак с внутренним рундуком, крышка сверху. Румпельное управление.
Обь 1 Captain - с центральным рулевым постом, установлено переднее сиденье. Имеет закрытый плоский носовой бак с внутренним рундуком, крышка сверху. Центральный рулевой пост и Бак выполнены отдельными матрицами. Дистанционное управление.
В новых моделях учли опыт эксплуатации лодок Обь и немного изменили размеры. Теперь Обь Fisher стала шире на 100 мм и на 200 мм длиннее. Увеличили высоту борта в носовой части, что должно предотвратить попадание брызг при большом волнении.
Назначение лодки осталось прежним - эксплуатация во внутренних акваторий рек, озер и водохранилищ, при удалении от береговой линии не более 3 км и высотой волн до 0,8 м.
Стеклопластиковые лодки Обь достаточно универсальны и используются для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки.
Давайте посмотрим на детали исполнения.
Доступ в носовой рундук осуществляется через люк. Но только в том случае, когда на нем не стоит грудастый манекен :)
Передняя банка с рундуком.
Как вариант, рундук может иметь два отделения. В этом случае у него будут две, раздельно открывающиеся, крышки.
Задняя банка с рундуком
Есть уключины и весла, которых так не хватает лодке Delta 410.
Лодка получилась достаточно тяжелой (для стеклопластиковой модели) - целых 170 кг., но производитель все равно заявляет, что с мотором 9,9 л.с. она не потребует регистрации в ГИМС. (Кто хочет детально разобраться в вопросе - читайте письмо МЧС России от 20.03.2019 N 29/1-3-626)
Технические данные лодки Обь 1 Fisher
Длина наибольшая 4,40 м
Ширина наибольшая 1,56 м
Высота борта на миделе 620 мм
Высота борта на транце 470 мм
Высота транца 410 мм
Килеватость днища на транце 4°
Угол наклона транца 12°
Масса без мотора 170 кг
Грузоподъемность 400 кг
Пассажировместимость 4 чел
Допустимая мощность ПМ 9.9 - 30 л.с.
Зафиксированная скорость 56 км/ч , под 30 л.с.
Материал корпуса Стеклопластик
По поводу стеклопластиковых лодок есть разные мнения: Кому-то нравятся, кому-то категорически нет. Приведу несколько высказываний людей имеющих опыт их эксплуатации:
- Не разочаровала. Если смотреть вариант рыбалки 1-2 человека на компактной лодке, то купил бы.
- Из косяков - лопнул привальный брус, сам по себе, при хранении. Натягивают очень сильно, вот и лопнул.
Чуть шумновата, как любой пластик. Рулится достойно, брызгается не сильно. В волну больше метра не рекомендую, спереди брызгает, догонная переваливает через транец. Перевернуть нереально, устойчива.
За её цену - рекомендую. Пластик качественный, расслоений, короблений и прочей херни нет, напитки водой - нет.
Транец 10 лошадей держит не напрягаясь, видел и 15 вешают, полёт нормальный. На багажник сверху (машины) грузится легко.
За два сезона по килю потёртостей особых нет - Знакомые имеют пластиковые катера , и говорят ; " Чего заморочились на кастрюлях?" Постоянно текут, клепать постоянно . В случае ,если пробил ,то заплатки клепать , красить ..... С пластиком все проще . Идет мягче , не дребезжит, ремонт пластика проще.
Тут надо делать поправку, что каждый хвалит, то на чем ходит.
Если же судить объективно, то получается так:
Достоинства
Цена. Такие лодки имеют меньшую цену по отношению к подобным лодкам из алюминия;
Малый вес. Это имеет значение как во время транспортировки, так и при спуске лодки на воду;
Устойчивость к деформациям, повышенная упругость;
Лодки не боятся коррозии, не страшно обрастание ракушками;
Хороший внешний вид сохраняется на протяжении длительного времени эксплуатации;
Надежность, непотопляемость.
Недостатки
Хрупкость стеклопластика относительно алюминия;
Стеклопластик не любит перепадов температур;
Пластик подвержен абразивному износу. Гелькоут просто стирается о песок берега (особенно киль). Поэтому опытные владельцы пластиковых лодок наклеивают до середины днища защиту для киля – кильгард.
Стеклопластик на основе полиэфирных смол токсичен.
И главный недостаток это гидролиз стеклопластика (осмос) при котором под гелькоут проникает вода и вызывает разрушение стеклопластика.
Набухание стеклопластика из-за процессов гидролиза существенно повышает вес лодки.
Современные синтетические материалы позволяют минимизировать недостатки стеклопластиковых лодок, но их применение удорожает конечную стоимость.
Базовая цена лодки Обь 1 Fisher начинается со 125 тыс. рублей.
Перевесят ли ее достоинства указанные недостатки решать только вам!
В продолжении темы:
"Афалина" - бюджетная моторка, которая не требует регистрации в ГИМС