Найти в Дзене

Самая загадочная авикатастрофа современности

Авилайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines вылетел из Куала-Лумпур (Малайзия) в Пекин (КНР) 8 марта 2014 года в 00:42. На его борту находилось 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров).

Boeing 777 за несколько лет до катастрофы.
Boeing 777 за несколько лет до катастрофы.

Через 40 минут после взлета рейс 370 достиг границы зоны контроля управления воздушным движением (УВД) Малайзии и входил в воздушное пространство Вьетнама. Малайзийский диспетчер дал указание экипажу перейти на новую радиочастоту для связи с УВД Хошимина. Один из пилотов подтвердил получение информации и попрощался с оператором полётов: «Спокойной ночи, Малайзийский три семь ноль». Это было последнее сообщение от рейса MH370.

Спустя несколько минут на самолёте были отключены устройства-транспондеры, передающие информацию о местоположении самолёта и его идентификационные данные. В 01:22 Boeing 777 пропал с экранов радиолокаторов диспетчерских служб, но, как было впоследствии выяснено, ещё около 7 часов находился в воздухе, отклонившись вправо от авиационной магистрали на Пекин, и совершив поворот налево, то есть фактически направился в обратном направлении, в сторону Малайзии. Примерно в это же время прекратила передачу сообщений наземным службам специальная авиационная система ACARS, так же остались без ответа вызовы с земли, звонки по спутниковому телефону. После 6 часов безуспешных попыток выйти на связь с пилотами рейса MH370 диспетчеры объявили код «бедствие».

На момент «исчезновения» самолёт находился на высоте около 10 500 метров и летел со скоростью 870 км/ч над Южно-Китайским морем в 223 километрах юго-западнее побережья Вьетнама и 226 километрах восточнее провинции Паттани (Таиланд).

Маршрут следования
Маршрут следования

Boeing 777 был оснащён терминалами, которые каждый час передавали через спутники наземным службам техническую информацию о работе двигателей «Rolls-Royce». Взаимодействие со спутником впоследствии было использовано для расчёта траектории полёта. Так как расположение и спутника, и наземных систем известно, следственной группе удалось вычислить наиболее вероятный маршрут движения Boeing 777: северный и южный векторы.

Северный вектор был исключён, так как все страны, расположенные в этом направлении (Индия, Таиланд, Мьянма, Бангладеш, Китай), сообщили, что лайнер не входил в их воздушное пространство. В качестве наиболее вероятного маршрута определён южный вектор, в направлении южной части Индийского океана.

Северный и южный векторы направления полета
Северный и южный векторы направления полета

Между 08:19 8 марта 2014 года (последний обмен между терминалом на Boeing 777 и спутником) и 09:15 8 марта 2014 года (плановое время обмена параметрами) самолёт на связь не вышел, на авиалайнере закончилось топливо. Без управления он быстро перешёл в вертикальное пикирование и на большой скорости врезался в воду. По мнению экспертов, при вертикальном пикировании скорость Boeing 777 могла достигать скорости от 216 до 360 км/ч. По данным следствия, это подтверждают найденные обломки закрылков. Их состояние указывает на то, что они были убраны, тогда как во время приземления (и приводнения) должны использоваться. Это означает, что перед падением самолёт не готовился к посадке на воду, а упал в океан. Группа математиков смоделировала падение лайнера под прямым углом в воду. В этом случае фюзеляж практически не разрушается, а отделяются только крылья, но и они быстро тонут из-за большого веса, и самолёт практически бесследно пропадает под водой, не оставляя на поверхности обломков и следов горюче-смазочных материалов.

Поисково-спасательная операция началась в 11:30 8 марта 2014 года, спустя 10 часов после потери самолёта. В ней приняли участие 26 стран, в том числе Малайзия, США, Сингапур, Вьетнам, КНР, Аргентина, и другие. Осуществлялось водное, воздушное и спутниковое исследование территорий силами гражданских и военных сил. Общая площадь исследуемых территорий составляла 2,2 млн квадратных морских миль, что сопоставимо с площадью Австралии.

24 марта власти Малайзии официально заявили, что самолёт разбился в южной части Индийского океана, все находившиеся на его борту пассажиры и члены экипажа были признаны погибшими в результате «несчастного случая».

По состоянию на октябрь 2016 года, на поиски в общей сложности было затрачено 135 миллионов долларов. По оценке Reuters, это самая масштабная по всем параметрам операция за всю историю авиационной отрасли.

спустя 1,5 года после исчезновения самолёта и на расстояниях свыше 4000 километров от предполагаемого места его падения в океан были случайно обнаружены фрагменты корпуса.

1) Фрагмент крыла — элерон-закрылок. Был найден 29 июля 2015 года на острове Реюньон (4000 километров западнее предполагаемого места падения). Обломок был обнаружен при уборке мусора на побережье острова.

Обнаружение обломков самолёта на расстоянии 4000 километров от места глубоководных поисков места катастрофы международная следственная группа объяснила влиянием ветров и океанских течений, которые отнесли фрагменты к острову Реюньон. В связи с этим, изменение территории поиска не планируется. Более того, австралийские специалисты посчитали, что обнаружение следов «Боинга» на Реюньоне подтверждает верность выбранного места проведения поисковых операций в Индийском океане.

2) Фрагмент створки обтекателя направляющей закрылка и панель правого горизонтального хвостового стабилизатора. Были обнаружены независимо друг от друга в декабре 2015 и феврале 2016 года на побережье Мозамбика.

3) Сегмент обтекателя двигателя и фрагмент обшивки внутрисалонной двери. Были найдены 22 и 30 марта 2016 года на пляже Моссель-Бей (ЮАР) и побережье острова Родригес (Республика Маврикий) соответственно.

Принадлежность всех найденных обломков подтверждена международной следственной группой

В конце июля 2018 года международная следственная группа опубликовала итоговый отчёт на 1500 страницах. После более чем четырёх лет расследования так и не удалось установить, что именно произошло с самолётом и по какой причине. Но имеющиеся свидетельства «неопровержимо указывают на противоправное вмешательство, в результате которого перестали работать системы связи и самолёт был развёрнут вручную». Разворот самолёта с маршрута на юг, после которого он летел (вероятно, на автопилоте) ещё несколько часов над Индийским океаном в сторону Антарктики, вряд ли мог произойти вследствие технических неполадок и, скорее всего, был произведён вручную, что явилось следствием неправомерных действий пилота либо иного лица.

Таким образом, спустя 6 лет так ничего и не известно о месторасположении и что же именно произошло на борту этого лайнера.