Отправляясь в театр, мы планируем насладиться завораживающим действием, подготовленным для нас талантливыми актёрами, танцорами и музыкантами. И первая именитая артистка, которую знают все без исключения, встречает зрителей ещё до начала спектакля в зале. Вы тоже её знаете. Имя этой красавицы Сцена!
Именно она под лёгкие звуки музыки безмолвно настраивает на прекрасное медленно собирающихся гостей, а те не могут отвести от неё глаз. И нет смысла сопротивляться. Вас околдовывают... Взгляд прикован к пышному одеянию и хочется всматриваться в каждый элемент, в каждую складочку и орнамент.
Да! Мы изучаем мельчайшие детали, чувствуя, что попали под каблук к этой таинственной даме! Вам знакомы подобные ощущения? Театры, оперы, концертные залы, дома культуры – везде есть сцена, чей внешний облик всегда разный, ведь он должен соответствовать настроению предстоящего мероприятия!
Ну а после его окончания ещё долгое время публика обсуждает декорации, оформление и всевозможные технологические фишки не меньше, чем режиссёрскую работу.
Какой должна быть одежда молчаливой актрисы по имени Сцена
Главная её задача – утаить от глаз зрителей осветительные приборы и рабочие механизмы с множеством балок, труб, перекладин, держателей и прочих штучек, разбираясь в которых легко заблудиться.
Одним словом, одежда должна спрятать всё непривлекательное, но важное, ведь это заставляет Сцену жить.
Люди в велюровых креслах пришли за чудом и эмоциями, поэтому им нужно видеть только то, что можно. А это – нарядное платье Сцены!
Оформление тканями – традиция давняя
Но всё же она младше истории самой сцены. Например, в античных театрах площадка для выступлений была круглой, поэтому о занавесах там и не задумывались.
А вот в Индии ткань использовали с целью имитации природных стихий. Чуть позже (в средние века) лёгкие материалы применяли для того, чтобы спрятать персонажей, которые в нужный момент неожиданно выскакивали к публике. Во времена Шекспира тряпичное подобие занавеса спускали с балкона над сценой.
Первые модели, похожие на те, что привычны нам, изобрели итальянцы XVI века. Они применили передний занавес.
А в XVII веке уже вовсю начали сооружать каркасы и коробки с нехитрыми механизмами, отвечающими за подъём и раздвигание конструкции. Расписывали их знаменитые художники того времени. Это были шикарные пейзажи, мифологические или аллегорические сюжеты. По сей день театральный занавес подтверждает свою функциональность.
Он выступает в качестве декора и создаёт торжественную атмосферу!
Он интригует до последнего момента!
Он привлекает и удерживает внимание зрителей!
Каких только занавесов не придумали
Их больше десятка. Вот некоторые. Антрактно-раздвижной обычно называют «греческим», поскольку он состоит из двух половин и при синхронном раздвигании напоминает крылья.
Подъемно-опускной чаще называют «немецким». Он представляет собой цельное полотно, закреплённое на верхней горизонтальной или изогнутой вертикально балке.
Итальянский «императорский» занавес открывается к верхним углам, приподнимаясь к просцениуму.
А драпированный австрийский поднимается за несколько точек, образовывая кривую линию.
Определённую схожесть с ним имеет венецианский тип, но его нижняя часть поднимается на разную высоту, создавая фигурный нижний контур.
Некоторую схожесть имеет римский вариант, однако в опущенном состоянии ни вертикальных, ни горизонтальных складок не будет.
Французский занавес тоже оригинален. Несущая балка поднимает и раздвигает его к внешним верхним углам.
Существуют и другие виды, о которых в процессе создания эскиза рассказывают дизайнеры.
Тканевый ассортимент для занавесов
Он настолько велик, что режиссеры, художники и дизайнеры могут создавать гениальные проекты.
Воздушная вуаль прекрасно пропускает свет, не требует особого внимания в уходе, не линяет, поэтому пользуется спросом. Средний по плотности габардин с матовой поверхностью и высокой прочностью прекрасно держит форму и не деформируется. А мягкий бархат и шенил безупречно ложатся в фактурные складки, создавая торжественную атмосферу и одновременно не отвлекая внимание от происходящего на сцене.
Ткань блэкаут из полиэфира не только блокирует дневной и искусственный свет, но и поглощает шумы. А органза и атлас добавят много необычного блеска. В числе традиционных цветов бордовый и чёрный, синий и изумрудный, благородный золотой, а также все оттенки серого и коричневого.
Пожарная безопасность – одно из главных требований, предъявляемых к одежде для сцены.
В случае возгорания материалы должны образовывать минимум дыма и быть нетоксичными. Негорючие нити и специальная пропитка, используемая производителями, никак не вредят декоративным свойствам ткани.
Основные элементы одежда сцены
Для декорирования сцены используется несколько видов портьер, на каждом из которых лежит своя функция.
Арлекины называют «изюминкой», поскольку они создают настроение и изготавливаются из блестящих тканей или бахромы. Это мягкое продолжение зала, соединяющие его со сценической частью. В качестве украшения выступает вышивка, аппликации и кисти.
Кулисы делят сцену на несколько частей, называемых планами, и вывешиваются на противоположных сторонах сцены, а у верхнего основания своё место занимают падуги, закрывающие потолок и находящееся там оборудование. Эти два элемента визуально создают иллюзию глубины. А задники – те самые портьеры, которые выполняют роль фона для сценического действия. Они же скрывают от зрителей всё происходящее в дальнем закулисье.
С чего начинается работа по созданию одежды сцены
Для начала снимаются размеры. Учитывается видимая часть, её ширина и высота. Чтобы правильно рассчитать количество планов для кулис и падуг, изучается глубина сцены. Также следует учесть высоту крепления тросов и ширину внутрисценического пространства.
Вторым важным этапом будет определение слепой части сцены, которую не видно из зала. А чтобы раздвижной механизм занавеса работал безупречно, необходимо определить длину его дороги и высоту всех креплений.
После за дело берутся создающие эскиз дизайнеры и мастера, золотые руки которых превратят его в настоящую одежду!
Завершают создание шедевра специалисты монтажа. Они развесят каждый элемент на места и… ожидаемая картинка станет реальной…
Нужно заметить, что сценический текстиль успешно реализует любые творческие фантазии. Он красиво драпируется, хранится и восстанавливается в процессе чистки.