Я рада, что снова оказалась среди картин и скульптур, по которым соскучилась за время сидения дома. Посетителей мало, все они – местные жители и постоянно живущие в Праге люди разных национальностей: чехи, французы, англо- и русскоязычные и другие. В ЧР на постоянной или временной основе проживают не менее 500 тыс. человек из стран ЕС, Англии, США, а также стран бывшего СССР. Это менее 5% от численности всего населения страны.
Я еще не рассказала, как возникло великолепное и очень ценное собрание предметов искусства в Национальной галерее.
Предшественницей Национальной галереи была Картинная галерея Общества патриотических друзей искусства, как она тогда называлась. Эта галерея возникла в 1796 г. как собрание предметов искусства, принадлежащих аристократии и дворянству, и размещалась первоначально в Чернинском дворце на Градчанах. Потом она постепенно перемещалась то в Мариинский дворец, то Штернбергский, пока в 1884 г. не оказалась в здании Рудольфина, где стала единственной общедоступной и бесплатной галереей в Праге. Там она находилась и во времена Первой республики до 1928 г., когда Рудольфинум передали Парламенту Чехословакии. После этого возникли проблемы с размещением большой по размеру и ценности коллекции. В 1949 г. был принят Закон о Национальной галерее.
Кроме упомянутых коллекций чешской аристократии и дворянства, состав собрания Галереи пополнялся с 1823 по 1938 гг. путем приобретения предметов искусства во Франции, когда под патронатом президента Т.Г.Масарика специальная комиссия купила 48 работ самых известных художников и скульпторов, создавших свои произведения в стиле романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма и пр. В Галерее можно видеть работы Делакруа, Коро, Домье, Сезанна, Руссо-таможенника, Ван Гога, Поля Моне, Пикассо, Родена и других. Последней картиной, купленной в 1938 г. был автопортрет Гогена «Добрый день, господин Гоген – Бонжур, месье Гоген», который дал название выставке, прошедшей в Праге в прошлом году. (Я никогда не видела раньше в Праге таких больших очередей из посетителей, терпеливо ожидающих возможности посмотреть на эту картину). Эта часть сейчас составляет особо ценное ядро коллекции Национальной галереи от середины 19 в. и до середины 20 в. Далее в собрание Галереи вошли предметы искусства, конфискованные как фашистами-оккупантами, так и правительством в период от 1948 г., некоторые из которых были после 1989 г. возвращены владельцам или их потомкам. Государство также постоянно приобретало (и приобретает) произведения современных художников и скульпторов, т.е коллекция живет и развивается.
В Праге нет отдельного здания, специально выделенного для Галереи, она размещается в 10 дворцах и замках, включая Чешский и Словацкий павильон в Венеции, Италия. Желающим увидеть искусство 1200-1550 гг. следует отправиться в готический монастырь Св. Агнессы чешской (1232 г); искусство старых мастеров находится в Штернбергском дворце (есть Дюрер, Лука Кранах ст. и другие). Для мастеров чешского барокко выделен Шварценбергский дворец, всё на Градчанах.
Те произведения искусства, которые включают работы, приобретенные во времена 1-й Республики, а также современные произведения, находятся в Ярмарочном дворце.
Хотя по внешнему виду это громадное здание эпохи конструктивизма (1926-1928 гг.), одно из самых заметных сооружений современной европейской архитектуры, мало напоминает дворец. Там имеются несколько больших и малых залов, внутренняя галерея и множество отдельных помещений. Все самые эпатажные кратковременные выставки проводятся именно в этом дворце. Хотя весьма спорные выставки можно видеть также в Салмовском дворце на Градчанах.
В бывшем манеже Вальдштейнского дворца проводятся очень престижные и интересные выставки, в последнее время, таких художников, как Франц Купка (любимец всех успешных аукционных домов, его картины стоят баснословные деньги) либо Йозеф Шима. Оба эти художника, как многие остальные (например, Кандинский) сначала были очень хорошими пейзажистами, портретистами, в течение несколько лет их живописная манера менялась, и они эволюционировали в классический абстракционизм или сюрреализм, в которых творили до конца жизни.
Когда в галерее мало посетителей и есть время для собственного развития, то мне очень интересно следить по годам за изменениями в живописи таких художников. В период абстракционизма Купка создавал очень яркие цветовые композиции, смысл которых надо объяснять тупому зрителю вроде меня, но зато как это красиво!