Для выбора исполнителя одного портфолио бывает недостаточно. Часто заказчики хотят воочию увидеть способности фрилансера, его стиль и умение вписаться в рамки проекта. А как сделать это быстрее всего? Дать небольшое тестовое задание.
Тестовое задание: понять и простить
Сама по себе идея проверки правильная и логичная. Никому не хочется «слепо» нанимать человека, тратить время на ленивого или ужасно работающего кандидата, каждый месяц поднимать вакансии и заново проводить интервью.
В некоторых ситуациях HR достаточно портфолио и собеседования, но это работает только для средних и продвинутых профессионалов. Например, когда компания разыскивает разработчика мобильных приложений, а у специалиста за плечами десятки подобных проектов. Или если в интернет-магазин одежды требуется копирайтер, который готов похвастаться пачками статей аналогичной тематики. Для новичков тестовое – единственный шанс заполучить проект и набраться опыта.
Стоит заметить, что не у всех фрилансеров есть портфолио, даже если они трудятся не первый год. Не подумали, не знали, не дойдут руки, не могут красиво оформить и, конечно же, банально лень сесть и собрать все в кучу.
Ведь мало сбросить заказчику ссылки на работы и сказать: «Вот, смотрите, я делал». Всегда появляются сомнения: а вдруг человек взял рандомную ссылку и присвоил себе? Авторство-то напрямую не указано .
Заполненная группа с отзывами, презентабельный сайт или раскрученный профиль на бирже вызывают больше доверия, но этим нужно заниматься, а желания времени нет.
А вот потратить полчаса-час на тестовое гораздо проще.
Какие тестовые задания можно выполнять, а какие не стоит?
Любое тестовое – это, прежде всего, проверка кандидата. Важны не только его знания, но и подход, скорость работы, стиль (если дело о статьях или дизайне).
Чаще всего выполнить тестовое предлагают копирайтерам, рерайтерам и SMMщикам. Вряд ли найдется программист, которому на собеседовании выдвигают требование написать «простенькую программку» для расчета, или фотограф, вынужденный снимать моделей заказчика по причине «ну, а вдруг ваш стиль нам не подойдет».
Если вакансия предполагает наличие тестового задания – это абсолютно нормальная политика. Вопрос в том, будет ли оно оплачено?
С одной стороны кажется: чего стоит потратить 30-40 минут на легкое тестовое? Если человек находится без работы и у него много свободного времени, такие затраты не сильно ударят по распорядку дня.
Фрилансер, который успешно «варится» в котле виртуальной работы, уже по-другому относится ко времени. Для прохождения тестового он должен выделить время, то есть урезать часы на выполнение других проектов, а значит и урезать свой доход за этот день. Помимо времени он затрачивает собственные ресурсы, по сути: выполняет полноценную работу.
Оплата тестового – это оплата потраченных сил. По такому критерию можно многое сказать о компании. Если заказчики готовы компенсировать затраченные средства на выполнение своих условий (прохождение тестового задания), с ними стоит сотрудничать: риск остаться без оплаты будет минимальным.
Когда тестовое не оплачивается, нужно призадуматься: а действительно ли стоит рисковать ради вакансии? Конечно, объем работы не такой большой, чтобы чувствовать себя ущемленным за бесплатное выполнение.
Однако, в каком свете предстает компания, которая не хочет вкладываться в поиск подходящего исполнителя и не ценит труд людей? К тому же, у многих появляется страх, что заказчики присвоят их кое-как блестяще выполненные работы и оставят исполнителей с носом.
Когда в вакансии указывается, что HR оплачивает только самые лучшие тестовые, это вызывает множество вопросов. Например, как понять, что сданное тестовое недостаточно хорошее и есть кандидаты получше? И снова возникает подозрение из предыдущего абзаца: а вдруг компания просто присвоила работу, чтобы ничего не платить, а фрилансеру отписалась о его «негодности»?
Если хочется работать в доверительных отношениях, сотрудничать с заказчиками, ценящими вклад фрилансера и понимающими, насколько трудна его работа (независимо от рода деятельности), следует обращать внимание на вакансии с гарантированной оплатой попыток.
Здесь должна прослеживаться политика: «Нам нужен специалист для развития бизнеса, мы будем рады взять в команду прекрасного профессионала, и честно оплатим его услуги».
А вот подход «Докажите, что вы достойны работать на нас, а мы еще подумаем» совершенно неверный.
Какую ждать оплату за выполненное тестовое задание?
Вакансия одна, а желающих несколько десятков. Более того, каждый час новые письма с предложениями атакуют почтовые ящики HR. Даже если сначала побеседовать с людьми и отсеять неподходящих кандидатов, то в итоге останется 5-6 претендентов. И не факт, что хоть один из них подойдет.
Именно поэтому заказчики так неохотно подходят к вопросу оплаты тестового. Слишком много средств уходит на поиск. Как моральных, так и финансовых. Впрочем, проблему давно решили:
- размер тестового делается минимальным;
- выплачивается урезанная ставка.
Размер выбирают такой, чтобы стали понятны навыки фрилансера, а проверка не заняла много времени (все здесь люди занятые, в том числе HR). Пара абзацев текста, небольшой пост для соцсети, заливка 2-3 товаров на сайт, обработка 1 фотографии и т. п.
Оплата за тестовое обычно ниже, чем за полноценную задачу. К примеру, если работа оценивается в n рублей, то тестовое – 50% от n, то есть половина (треть, две трети – варианты разные).
В итоге получаются копейки, зато исполнителю не так жалко потраченного времени, даже если его не выберут. Компания тратит меньше бюджета на поиск. Можно сказать, что обе стороны довольны. Win-win situation.
Узнайте о тонкостях жизни фрилансеров и удаленных сотрудников – подписывайтесь на канал. Рассказывайте свои истории, делитесь опытом!