Найти тему
Книга жизни

Джим Джармуш: Его никто не учил снимать блокбастеры, но это неумение и стало его «фишкой»

Его фильмы вовсе не типичные Голливудские блокбастеры. Они скорее медленные, поэтичные и задумчивые. А ведь он настоящая легенда кино. Джим Джармуш придумал всех этих героев – чудиков, таких необычных и простых, как сама жизнь: влюблённые вампиры – эстеты из фильма «Выживут только любовники», Джонни Депп и его роль Уильяма Блейка в притче «Мертвец», грустный и стареющий «дон Жуан» в исполнении Билла Мюррея в «Сломанных цветах», хипхопповый самурай из «Пса призрака» и простой водитель автобуса Патерсон  – неприметный, обычный..., а на самом деле поэт.

Все фильмы Джима Джармуша – это и есть поэзия будничной жизни. Не похожие на типичный Голливуд, но полные чудес и творчества. Ведь и сам Джим вовсе не «золотая молодёжь», а простой парень из бедной семьи в Огайо. Его никто не учил снимать блокбастеры, но это неумение и стало его «фишкой», сделав его самым человечным режиссёром Америки.

Пока папа Джима работал на фабрике, а мама журналистка бегала по выставкам, паренька отводили в старенький кинотеатр и оставляли таи на 5-6 часов, прям как в детском садике. И они были точно уверены, что мальчик никуда не денется, ведь Джим просто обожал кино. Да и к тому-же, билет в кинотеатр стоил всего 10 центов – это было гораздо дешевле, чем няня или настоящий садик. Вот так Джим проводил своё детство, где его главными друзьями были киногерои.

«Я смотрел фильмы и понимал – хочу стать писателем, чтобы рассказывать истории. О режиссуре я тогда не думал и даже после школы поступил на журналистику. Но меня тогда выгнали ещё на первом курсе».

И наверное, к лучшему. Теперь ему ничего не оставалось, кроме мечты о кино. И если нельзя писать сценарии, значит надо их снимать. Но как поступить в кино школу, если ты не снял ни одного фильма?

«Я распечатал пачку своих фотографий из путешествий и написал эссе, о том как я мечтаю снимать фильмы. Но как с таким могли взять учиться режиссуре? Но меня взяли».

Человек, который поверил в Джима – известный режиссёр Николас Рэй сразу разглядел в высоком, нескладном пареньке большого художника. В начале, он попросил Джима переписать свою первую попытку сценария «Мало событий», а Джим взял и сделал свой фильм ещё более бессюжетным. Казалось бы, бездарь. Но Рэй понял – вот он, талант.

«Рэй стал мне фактически, как отец. Он сделал меня своим ассистентом, во всём меня поддерживал. Другие профессора говорили: «Никому твои занудные истории не нужны», а Рэй повторял: «Это твой дар! Не бросай это»».

Но судьба часто бросает самые жестокие вызовы, самым «тонким» и талантливым. Когда Джим Джармуш почти закончил свой дипломный сценарий, любимый учитель, руководитель его диплома умирает от рака. А дальше никакой пощады. Джиму не удалось защитить проект. Комиссия отвергла его сценарий, подытожив, что это бессюжетно, скучно, никому не интересно.

«В итоге диплом кинемотографиста мне не дали. Полный провал. Я переживал смерть учителя, ни мог найти работу, вообще не понимал, как мне жить. Я полностью потерял веру в себя».

Тетрадь со сценарием он решил выбросить, чтобы не жечь душу бессмысленными надеждами. И вот она летит в лужу, злой ветер листает страницы и в какой-то момент Джим видит пометку, сделанную рукой его учителя Рэя: пообещай мне, что сделаешь этот фильм.

«В этот момент во мне что-то сломалось. Я понял, что не уеду, пока не сниму фильм в память об учителе, который в меня верил».

Фильм «Отпуск без конца», по тому самому дипломному сценарию, Джим Джармуш снял практически без бюджета. Это было не сложно. В задумчивом, гарусном фильме герой бесцельно слоняется по Нью-Йорку и ночует в заброшенных домах, как и сам Джим. Фильм готов и кассеты с копиями фильма он рассылает по списку кинокритиком и фестивалей. Просто что-бы знать – он сделал всё, что мог.

«А потом я просыпаюсь от звонка из «Нью-Йорк таймс». Оказалось, их критик в восторге от фильма и хочет сделать со мной интервью. Я не мог в это поверить».

А потом ещё и ещё рецензии, кинопоказы, просьбы об интервью. Как-то так вышло, что простенький дипломный фильм никому не известного парня, зацепил даже самых бывалых акул кинокритики. Может быть, всё дело в поэтической душе и искренности. Джим получает финансирование на свой следующий фильм «Более странно, чем в раю» и тут же становится звездой «Каннского кинофестиваля».

«Я до сих пор не могу поверить, что гнандиозный студенческий провал, стал моим счастливым билетом в большое кино. Выходит, я правильно сделал, что сдержал обещание, которое дал своему учителю».

Люди, которые держат свои обещания и преданы своим учителям, частые герои фильмов Джармуша. «Пёс призрак: Путь самурая», «Предел контроля» – каждый его фильм становится кинофестивалей, а сам Джим продолжает быть Анти – Голливудским и делать фильмы о простых людях. И такие знаменитости, как Джонни Депп, Том Уэйтс, Игги Поп буквально выстраиваться в очередь, чтобы попасть в его изящные и трогательные кино истории.

Джим Джармуш
Джим Джармуш

Однажды, на вопрос журналистов о том, зачем снимать не героические истории про обычных водителей автобусов, Джим Джармуш ответил: «Мне гораздо интереснее снять кино, о простом парне, который выгуливает собаку в парке, чем про китайского императора». Возможно именно за эту способность, увидеть чудеса в обыденности, судьба его и наградила.