Найти тему
КиноМанка

О "сталкерах" в кино. Кто они и почему этот образ часто используют режиссеры и драматурги

На подобные размышления редакцию канала Киноманка вдохновил недавний фильм "Человек-невидимка", который вызвал массу эмоций, критики, восторга, недовольства. В общем, никого не оставил равнодушным.

Такого персонажа называют сталкером. И он не всегда ассоциировался с преследованием, убийствами, маньяками и прочим. Наоборот, был период в кинематографе, когда фигура сталкера в кино носила даже романтический характер.

Немного придав оптимизма, хочется вспомнить прошлых героев из фильмов «Короткий фильм о любви» и «Месье Ир». Здесь преследователи одиноки, спокойны, молчаливы и снисходительны. Они не нападают на своих мишеней, а просто в сторонке мечтают о них, наблюдая со стороны за каждым шагом.

В таких героях нет ничего страшного. Они просто любят, но своей немного странной любовью в виде подглядывающего полуразмытого силуэта в отражении окна.

Чем дальше, тем сталкер наделяется все большими негативными качествами. Так в фильме "Она" им выступает сосед, который озабочен женщиной настолько, что под покровом ночи регулярно проникает в ее дом и насилует. Главная героиня получает психологическую травму, что и проецирует на своей работе, перенося жестокость в видео игры. Но в конце человек в черном становится уязвимым, когда женщине удается увидеть его лицо. Таинственный преследователь оказывается соседом.

-2

В "Человеке-невидимке" немного иная история. Главная героиня сбегает из дома от своего мужа-тирана, который по совместительству является гением в области науки и оптики. Но после новости о том, что он умирает, она не перестает чувствовать, что за ней подглядывают.

И тут режиссер пытается добавить нотку паранормальности. Да и она сама не может сначала разобраться со своими чувствами - реально ли происходящее или это лишь плод ее воображения, которое было слишком травмировано жестокостью мужа.

Но тут уже включился прогресс и современные технологии. Поэтому образ человека-невидимки уже был наделен более усовершенствованными опциями.

-3

Таким образом мы с вами видим, от романтического подглядывателя персонаж сталкера постепенно превратился в безжалостного маньяка с нездоровой психикой.

В 20 веке паранойя преследования в кино подхватывалась многими режиссерами. Тот же Альфред Хичкок по полной использовал этот эффект, чтобы придать интриги в своих произведениях.

Еще один интересный кинематографический метод - делать зрителя соучастником. Камера ведет нас как будто от первого лица преследователя. И как только он совершает свое преступление, то зритель подсознательно становится его соучастником.

По мере развития технологий слежка уже постепенно перемещается в интернет. Виртуальные сталкеры отчасти являются профессиональными хакерами, так как следят за своим объектом через взломанные аккаунты его социальных сетей и почты.

-4

Тем не менее, грань между такими персонажами размыта. Режиссеры не делают акцент на взломанном аккаунте или квартире. Просто поменялась форма, но мотивы то остались неизменными.

Хотя иногда таинственные незнакомцы не стараются в кино похитить человеческую жизнь. А просто украсть рукопись, книгу, разработку. Тут и расширяются сюжетные линии и возможности для режиссеров развить этот вечный стиль сталкинга.

-5