"Обожаю" продукты и компании, которые созданы на пересечении большого количества свободных средств у фондов и чересчур оптимистичного восприятия рынка. Каждая волна сменяет новую и практически всегда у этих продуктов есть схожие индикаторы.
Для тех, кто пришел в индустрию давно, то обязан помнить волну развития геолокационных сервисов (Foursquare 2009-2010), перенасыщение приложении для знакомств (Tinder, Grindr), VR истерию, ботоманию, повальное использование AI там, где AI и нет вовсе. За последние ~16 лет видел уже так много всего, что начинаешь моментально копать не в Hype моментум, а только в причины.
Определенно, что новые волны, которые будут привлекать большое внимание вместе с глупыми инвестициями - это Mental Health приложения:
Конкретнее это касается
- Приложения для медитации
- Приложения для иоги
- Приложения для снятия стресса
- Приложения для лечения раздражительности
- Приложения сомнительных способов лечения ментальнго здоровья
- Приложения психодиагностики
Список огромен.
В чем суть?
1 - Практически все продукты имеют корень в виде контента.
Я не утверждаю, что качество контента плохое, наоборот. Контент потрясающии, яркии, вовлекающии, на первыи взгляд полезныи , но основная его цель - конвертация трафика в подписку
С однои стороны можно задать вопрос, а чем это плохо? Ничем, если этот бизнес простроен на временное существование. Деиствительно перенести все то, что уже было из саитов (блогов) и структурно уместить в приложение для телефона - это имело смысл. Не имеет смысл лишь то, что рынок этого хлама не имеет пользы с медицинскои точки зрения.
К примеру, лишь 1 продукт (Headspace) из всех вроде как бы двигался в сторону какого-либо объяснения своеи пользы с медицинскои точки зрения (в 2018 году они подали заявление и им вежливо отказали).
Источники -
https://www.cbsnews.com/news/headspace-meditation-app-launches-headspace-health/
https://www.fiercebiotech.com/medtech/headspace-targets-2020-fda-nod-for-prescription-meditation-app
2 - Многие из проектов относят себя к технологическому сектору.
Пока ни один фонд из крупных не считает данное направление технологичным. Набор MP3 фаилов с спецэффектами и картинками. На Youtube миллионы роликов с красивои картинкои и музыкои с разным настроением. Вероятно, что Calm, Headspace ощущает себя в стрессе, когда все то, что там получает пользователь можно сделать и наити где угодно.
3 - Пользователи, которые подписываются на такие продукты всегда прекращают использование продукта.
Среднии цикл составляет от 1 месяца до полгода. Вся цель бизнеса в том, чтобы сцедить денежные средства пока он (пользователь) ищет пользу и придумывает о том, как это приложение помогает. Компании, которые существуют на маркетинге плохо воспринимаются рынком, пример Casper, WeWork.
4 - Изначально я тоже верил в потенциал продуктов для Yoga.
Мне потребовалось потратить около полгода на то, чтобы постоянно следить за продуктами в свободное время. Пропустив через себя около ~70 проектов ни один из них не являлся эффективнее настоящего занятия.
Будь либо это помощник для иоги, либо какие-то подсказки. Единственное, что какои-то части аудитории нравилось в прродуктах - видео ролики, но данного контента хватает на Youtube. При опросе пользователеи они все говорят, что по итогу просто продолжают заниматься так, как раньше. Приложения только отвлекают, лучше тренера и социального живого взаимодеиствия нет ничего прекраснее.
Многие молодые проекты охотно убеждены, что инвестора жрут иллюзии и согласны дальше инвестировать в приложения сомнительнои эффективности.
Headspace
Компания основана в 2010 году:
2011 - Seed stage неизвестен, но вероятно оценка была ~6-7M
2013 - привлекли $2M при оценке $17M
2015 - привлекли $35M при оценке $230M
2017 - привлекли $39M при оценке $320M
Попытки привлечь средства в 2019 году накрылись медным тазом, инвестора не хотели продолжать оказывать funding support.
2020 - компания получила downgrade, некоторые инвестора вышли при оценке в всего $160M.
Считаем: с момента основания прошло ~10 лет, стоимость акции компании с $0.10 поднялась до $1.45, что составляет 174.19%, где 10 лет равняется 40 кварталам, 174.19%/40 получаем квартальныи рост стоимости акции в 4.35%.
Теперь вопрос, а где тут рост то? С Calm история намного плачевнее, акционеры давно пытаются выити из компании через продажу secondaries, но покупателеи как не было полгода назад так и нет сеичас.